Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
  

ТОП СТАТЕЙ  МЕСЯЦА
     
 
  1. Страховые взносы: изменения с 2015 года 
  2. Новая форма индивидуальных сведений 
  3. Изменение законодательства для бухгалтера от 30.10.2014 
  4. «Теперь командовать парадом буду я»... Расширение компетенции Совета директоров 
  5. ВАС РФ: новые разъяснения по НДС 
  6. Разъяснено, кто должен вносить плату за загрязнение окружающей среды 
 
     
самые читаемые  
самые полезные  
самые обсуждаемые

Транспортные расходы при совмещении режимов


И. В. Иванцов, налоговый консультант

Журнал «Учет в торговле» № 12, декабрь 2010 г.

Порядок распределения транспортных расходов – важнейший элемент учетной политики торговой фирмы. Причем расчет расходов на доставку товаров усложнится, в случае если компания совмещает общий режим и «вмененку». Об этом и поговорим…

Затраты включаются в стоимость товаров

Расходы на доставку товаров от поставщика на свой склад торговая фирма вправе включить в их стоимость. Поступить подобным образом можно как в бухгалтерском (п. 6 ПБУ 5/01), так и в налоговом учете (ст. 320 Налогового кодекса РФ).

Сформированная таким способом стоимость товаров относится на налоговые расходы (по налогу на прибыль), если ценности реализуются в рамках общего режима налогообложения. Соответственно стоимость товаров, которые продаются в рамках «вмененки», в налоговом учете не признается.

Сложности возникают в случае, если разнородные товары, которые затем будут использованы в обоих видах деятельности, доставляются одним и тем же транспортом, по одной накладной. В такой ситуации расходы на доставку товаров можно распределить, например, пропорционально их количеству, весу или объему. Рассмотрим пример.

Пример 1.

ООО «Солнце» занимается оптово - розничной торговлей. Розничная реализация товаров переведена на «вмененку», а оптовая торговля находится на общем режиме. Компания получила от поставщика партию товаров, в которую входят: стиральный порошок – 100 упаковок по цене 236 руб. на сумму 23 600 руб. (включая НДС); шампунь – 200 флаконов по цене 106,20 руб. на сумму 21 240 руб. (включая НДС).

Товары доставлены одним транспортом. Сумма расходов на доставку – 8260 руб. (включая НДС – 1260 руб.). Бухгалтер распределил транспортные расходы пропорционально количеству поступивших товаров. Затраты на доставку порошка составили:

(8260 руб. – 1260 руб.) : 300 шт. × 100 шт. = 2333 руб.

А расходы на доставку шампуня таковы:

(8260 руб. – 1260 руб.) : 300 шт. × 200 шт. = 4667 руб.

Получается, цена за единицу товаров из данной партии (без учета НДС) составит:

– стирального порошка – 223,30 руб. ((20 000 руб. + 2333 руб.) : 100 шт.);

– шампуня – 113,30 руб. ((18 000 руб. + 4667 руб.) : 200 шт.).

Оптом было реализовано 50 упаковок стирального порошка.

Значит, включить в состав налоговых расходов (по налогу на прибыль) бухгалтер может такую сумму:

50 шт. × 223,30 руб/шт. = 11 165 руб.

Остальные товары из данной партии были проданы в розницу (в режиме «вмененки»). Поэтому их стоимость в налоговом учете не признается.

При оприходовании товаров записи в бухучете следующие:

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары на складе»
КРЕДИТ 60

– 38 000 руб. (23 600 – 3600 + 21 240 – 3240) – оприходована партия товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 6840 руб. (3600 + 3240) – учтен «входной» НДС по поступившим товарам;

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары на складе»
КРЕДИТ 76

– 7000 руб. – включены расходы на доставку товаров в стоимость этих товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

– 1260 руб. – учтен «входной» НДС по транспортным расходам;

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары для оптовой продажи»
КРЕДИТ 41 субсчет «Товары на складе»

– 11 165 руб. – переданы товары для реализации оптом;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19

– 2010 руб. (11 165 руб. х 18%) – принят к вычету «входной» НДС;

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары для реализации в розницу»
КРЕДИТ 41 субсчет «Товары на складе»

– 33 835 руб. (38 000 + 7000 – 11 165) – переданы товары для розницы;

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары для реализации в розницу»
КРЕДИТ 19

– 6090 руб. (6840 + 1260 – 2010) – включен «входной» НДС в стоимость товаров.

Транспортные расходы учитываются отдельно

Если расходы по доставке в стоимости товаров не учтены, они относятся к прямым издержкам обращения. Их нужно распределять между проданными товарами и остатком не реализованных товаров на конец месяца. Порядок такого распределения установлен статьей 320 Налогового кодекса РФ – путем расчета среднего процента транспортных расходов.

Далее, по нашему мнению, можно действовать по следующей методике.

После того как средний процент рассчитан, нужно определить стоимость товаров, фактически реализованных в рамках общей системы налогообложения.

Затем умножить средний процент транспортных расходов на стоимость этих товаров.

Полученный результат и есть сумма транспортных издержек, которую можно признать в налоговом учете (то есть сумма расходов на доставку, относящаяся к проданным в рамках общего режима товарам).

На наш взгляд, такой алгоритм не противоречит положениям статьи 320 Налогового кодекса РФ. Но фирмам, которые совмещают общую систему и «вмененку», следует закрепить его в учетной политике. Аналогичную методику можно применить и в бухгалтерском учете.

Пример 2.

По состоянию на 1 декабря в регистрах налогового учета оптовой фирмы ООО «Солнце» числится остаток нереализованных товаров на сумму 1 000 000 руб.

В течение месяца закуплено товаров на сумму 3 000 000 руб., продано на сумму 2 600 000 руб.

Расходы на доставку выделены в товаросопроводительных документах поставщиков отдельно. В соответствии с принятой учетной политикой ООО «Солнце» не включает транспортные расходы в стоимость товаров, а относит их к прямым издержкам обращения.

Транспортные издержки, которые относятся к остатку не реализованных на начало месяца товаров, составляют 60 000 руб., расходы на доставку товаров, приобретенных в течение месяца, – 100 000 руб.

В конце месяца сумма транспортных расходов, которая должна быть списана (признана в налоговом учете), рассчитывается следующим образом.

1. Определяем сумму остатка транспортных расходов на начало месяца и транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце:

60 000 руб. + 100 000 руб. = 160 000 руб.

2. Суммируем стоимость товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца:

2 600 000 руб. + (1 000 000 руб. + 3 000 000 руб. – 2 600 000 руб.) = 4 000 000 руб.


3. Рассчитываем средний процент транспортных расходов:

160 000 руб. : 4 000 000 руб. × 100 = 4%.

4. Определяем сумму транспортных расходов, относящихся к нереализованным товарам:

(1 000 000 руб. + 3 000 000 руб. – 2 600 000 руб.) × 4% = 56 000 руб.

5. Определяем сумму транспортных издержек, которая относится к реализованным за месяц товарам:

60 000 руб. + 100 000 руб. – 56 000 руб. = 104 000 руб.

Но предположим, что часть проданных в декабре товаров была реализована в режиме розничной торговли (переведена на уплату ЕНВД). Их стоимость – 300 000 руб.

Значит, в рамках общего режима (оптом) было продано товаров на сумму 2 300 000 руб. (2 600 000 – 300 000).

Получается, в декабре включить в состав прямых налоговых издержек фирма может сумму транспортных затрат – 92 000 руб. (2 300 000 руб. × 4%). А вот оставшиеся 12 000 руб. (104 000 – 92 000) в налоговом учете не признаются.

В бухгалтерском учете транспортные расходы отражаются следующими записями:

ДЕБЕТ 44 субсчет «Расходы, подлежащие распределению»
КРЕДИТ 76

– 100 000 руб. – учтены расходы на доставку товаров, понесенные в декабре;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Расходы на продажу в оптовой торговле»
КРЕДИТ 44 субсчет «Расходы, подлежащие распределению»

– 92 000 руб. – отражены транспортные расходы, приходящиеся на оптовую продажу товаров;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Расходы на продажу в розничной торговле»
КРЕДИТ 44 субсчет «Расходы, подлежащие распределению»

– 12 000 руб. – учтены транспортные расходы в розничной торговле;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж в оптовой торговле»
КРЕДИТ 44 субсчет «Расходы на продажу в оптовой торговле»

– 92 000 руб. – списаны транспортные расходы в оптовой торговле;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж в розничной торговле»
КРЕДИТ 44 субсчет «Расходы на продажу в розничной торговле»

– 12 000 руб. – списаны транспортные расходы в розничной торговле.

Важно запомнить

Фирмы, совмещающие «вмененку» с общим режимом, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций. Порядок такого учета, а также методику распределения расходов по видам деятельности следует закрепить в учетной политике.


Опубликовано на Audit-it.ru: 08 декабря 2010 г.
Оцените полезность статьи (5* - наивысшая):   12345    (текущий рейтинг: 2 | 1 человек проголосовал)
Add comment
Ваше имя:  
Код безопасности
Введите код безопасности
Ваш комментарий:

Если Вы зарегистрируетесь, то сможете получать новые комментарии по e-mail.