Журнал «Практическая бухгалтерия» №9, за сентябрь 2008

Заполнение платежки в бюджет порой может напоминать изучение китайской грамоты. Сплошная кодировка и отсутствие должной информации зачастую становятся причиной ошибок. Попробуем разобраться в том, как надо правильно заполнять платежное поручение.

Основная форма проведения расчетов между субъектами предпринимательства — безналичная. Обязательство по ее применению закреплено в пункте 2 статьи 861 Гражданского кодекса. В нем сказано, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Порядок расчетов в валюте Российской Федерации регулируется Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утв. 3 октября 2002 г. № 2-П (далее — Положение ЦБ РФ). При перечислении денежных средств чаще всего используются платежные поручения.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке (п. 3.1 Положения ЦБ РФ). Составляется данный документ по форме № 0401060, а порядок расчетов таким образом регулируется главой 3 Положения ЦБ РФ.

Для осуществления платежей в бюджет необходимо четко знать особенности заполнения платежных документов. Они установлены приказом Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н (далее — Приказ). Именно расхождения с нормами этого документа при заполнении платежных документов чаще всего становятся причиной неправильного зачисления уплаченных налогов и как следствие пеней, требования об уплате и еще массы других неприятных последствий.

Для удобства восприятия информации поля платежного поручения пронумерованы (см. пример в формате PDF). Поля для идентификации плательщика и получателя имеют следующее обозначение: поле «ИНН» плательщика (60), «КПП» плательщика (102), «Плательщик» (8), «ИНН» получателя (61), «КПП» получателя (103), «Получатель» (16). Заполнение этих полей, как правило, не вызывает затруднения у налогоплательщиков, а ошибки в них чаще всего носят технический характер или возникают вследствие опечатки. Как правило, необходимая информация имеется в регистрационных документах отправителя средств, а информацию о получателе можно узнать в своем налоговом органе. Остановимся на тех полях, которые могут вызывать затруднение в заполнении.

Обязательным к заполнению является поле 101, оно несет в себе информацию о статусе налогоплательщика. Чаще всего применяется статус 01 — налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо. Подробнее об используемых статусах см. таблицу 1.

Таблица 1. Статус налогоплательщика
01 налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо
02 налоговый агент
03 сборщик налогов и сборов
04 налоговый агент
05 служба судебных приставов Министерства юстиции
06 участник внешнеэкономической деятельности
07 таможенный орган
08 плательщик иных обязательных платежей, осуществляющий перечисления платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы России
09 индивидуальный предприниматель
10 налогоплательщик (плательщик сборов) — частный нотариус
11 налогоплательщик (плательщик сборов) — адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12 налогоплательщик (плательщик сборов) — глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13 налогоплательщик (плательщик сборов) — иное физическое лицо — клиент банка (владелец счета)
14 налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам (подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ)
15 кредитная организация, оформившая расчетный документ на общую сумму на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета

Особое внимание следует уделять заполнению полей идентификации платежа (104–110).

Поле 104 «Код бюджетной классификации» (КБК) заполняется в соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ. Данный классификатор единый для всей территории России, и ознакомиться с ним можно на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru. При этом следует учитывать, что скорость изменения законодательства, как правило, превышает скорость обновления информации на сайте. Поэтому, когда имеются сомнения, необходимо разрешить их в налоговом органе по месту регистрации.

Поле 105 «Код ОКАТО» зависит от того, на территории какого муниципального образования мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора). Он тесно взаимосвязан с местоположением плательщика налогов.

Поле 106 «Основание платежа» позволяет идентифицировать платеж по его целевой направленности — либо он производится за текущий год, либо задолженность погашается по требованию налогового органа или по другому основанию. Используемые показатели основания платежа приведены в таблице 2.

Таблица 2. Основание платежа
Показатель Значение
ТП Платежи текущего года
ЗД Добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налога/сбора от налогового органа
ТР Погашение задолженности по требованию об уплате налога/сбора от налогового органа
РС Погашение рассроченной задолженности
ОТ Погашение отсроченной задолженности
РТ Погашение реструктурируемой задолженности
ВУ Погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления
ПР Погашение задолженности, приостановленной к взысканию
АП Погашение задолженности по акту проверки
АР Погашение задолженности по исполнительному документу

Если налогоплательщик не заполнит данное поле (поставит в графе «0»), это даст повод налоговикам самостоятельно определить основание платежа, руководствуясь действующим законодательством.

Поле 107 — десятизначное, определяющее периодичность уплаты налога или конкретную дату уплаты — «число.месяц.год». Кодировка имеет значения, приведенные в таблице 3.

Таблица 3. Обозначения показателя налогового периода
Наименование Значение показателя Условное обозначение
Число Определяют периодичность показателя налогового периода «МС» — месячные платежи;
«КВ» — квартальные платежи;
«ПЛ» — полугодовые платежи;
«ГД» — годовые платежи
Месяц Определяют:
– для месячных платежей —
номер месяца текущего отчетного года;
– для квартальных платежей —
номер квартала;
– для полугодовых — номер полугодия

Месяц — от 0 до 12

Квартал — от 01 до 04

Полугодие — от 01 до 02
Год Год, за который производится платеж Указывается полностью

Если уплата налога производится один раз в год, в показателе «месяц» указывается «00». Если по годовому платежу налога установлено более одного срока уплаты и даты уплаты налога установлены конкретно, то они указываются в показателе налогового периода. Примеры заполнения поля 107:
«МС.09.2008», «КВ.03.2008», «ПЛ.02.2008», «ГД.00.2008».

Поле 108 заполняется, если платеж производится на основании конкретного документа (см. таблицу 4).

Таблица 4. Документы, на основании которых заполняется поле 108

п/п
Условное обозначение Наименование документа, номер которого указывается в поле 108
1 ТР Требование налогового органа об уплате налогов (сборов)
2 РС Решение о рассрочке
3 ОТ Решение об отсрочке
4 РТ Решение о реструктуризации
5 ПР Решение о приостановлении взыскания
6 ВУ Дело или материал, рассмотренный арбитражным судом
7 АП Акт проверки
8 АР Исполнительный документ и возбужденное на основании его исполнительное производство

При этом если в поле 108 указываются показатели пунктов 1–6 таблицы, то в поле 107 проставляется конкретная дата, взаимосвязанная с показателем основания платежа. Когда используется показатель «АП» или «АР», в поле показателя налогового периода проставляется «0».

Поле 109 обозначает показатель даты документа и заполняется в формате «дд.мм.гггг», например: «01.09.2008». При уплате текущего платежа («ТП») в нем указывается дата подписи декларации, на основании которой он осуществляется.

При добровольном погашении задолженности без выставления требований («ЗД») показатель принимает значение «0». Напротив, при погашении задолженности по выставленному требованию («ТР») в поле проставляется дата требования. Имеется также взаимосвязь поля 109 с полем 108 (указание дат документов п. 2–8 таблицы 4).

Поле 110 является показателем типа платежа (см. таблицу 5).

Таблица 5. Показатель типа платежа

п/п
Показатель поля 110 Значение
1 НС Уплата налога или сбора
2 ПЛ Уплата платежа
3 ГП Уплата пошлины
4 ВЗ Уплата взноса
5 АВ Уплата аванса или предоплата (в том числе декадные платежи)
6 ПЕ Уплата пеней
7 ПЦ Уплата процентов
8 СА Налоговые санкции
9 АШ Административные штрафы
10 ИШ Иные штрафы, установленные соответствующим законодательством или иными нормативными актами

Если налогоплательщик не заполнит поле 110 (значение «0»), то налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно отнесут его к соответствующему типу платежа.

Поле 24 предназначено для указания дополнительной информации, которая будет полезна при идентификации платежа.

Помимо всего прочего стоит обратить внимание на то, что в поле 21 «Очередность платежа» необходимо указать очередность платежа «4». Именно в такой очередности производится списание денежных средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды (налоги, штрафы, пени, госпошлины). Такая очередность установлена статьей 855 Гражданского кодекса.

В целях уменьшения ошибок при осуществлении платежей в бюджет есть возможность проверить правильность заполнения платежного поручения по уплате налогов (сборов) на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «ONLINE-СЕРВИСЫ».

Образец платежного поручения по перечислению авансового платежа по налогу на прибыль за сентябрь 2008 года см. в примере в формате PDF.