Евгений Сивков, генеральный директор аудиторской компании «ФБКА»

Выездная налоговая проверка – дело серьезное. Она может обойтись проверяемой организации в серьезные деньги. Статистика показывает, что фискальные органы доначисляют по итогам проверки миллионы рублей. В столичных мегаполисах средняя сумма составляет не менее 15 миллионов. Что должен знать налогоплательщик для того, чтобы минимизировать подобные потери? Несколько полезных советов.

Рекомендация стратегического характера. Не надо нервничать, заводить себя.Очень важно сохранять спокойствие. Чрезмерно агрессивный настрой может сыграть против вас. Он вызовет у проверяющих ответное раздражение и повышенное внимание.

Цена вопроса

Желательно как можно скорее узнать цену вопроса. Минимум доначислений, который предполагает получить фискальное ведомство – порядка двух миллионов рублей. Для вашей компании это пустяк? Тогда расслабьтесь. Если это существенная сумма для вас – готовьтесь к баталиям. Но при этом прикиньте стоимость оборонительных акций: расходы на адвокатов, экспертов, других специалистов. Может быть дешевле выполнить требования налоговой? Важный шаг – назначение ответственного сотрудника по делам, связанным с налоговой проверкой. Это должен быть, во-первых, грамотный и ответственный специалист. Во-вторых, он должен обладать серьезной психологической антистрессовой подготовкой. Он должен быть наделен полномочиями для эффективного ведения дел с проверяющими. Кстати, наличие такого сотрудника освободит работников бухгалтерии от чрезмерно интенсивного общения с проверяющими.

Ничего кроме

Придерживайтесь принципа «ничего кроме». От вас будут требовать предъявления самых разнообразных документов. Требования эти нужно выполнять, но при условии точнейшего соблюдения всех предусмотренных законом процессуальных процедур: письменные запросы, указание конкретных документов, порядка и сроков их представления. Только после этого и в строго обозначенных пределах вы можете передать проверяющим те или иные документы. Сопутствующие документы следует передавать в руки инспекторов только после их идентификации в письменном запросе. Если говорить о документах бухучета, которые следует представить проверяющим, то нужно следовать указаниям ст. 54 Налогового кодекса РФ. Из них следует, что налогоплательщик самостоятельно определяет какие регистры бухгалтерского учета станут основой учета налогового. Нужно обязательно учесть, что эти документы должны быть закреплены в положениях, посвященных учетной политике организации.

Постарайтесь подготовить все необходимые документы заранее, до начала проверки. Для этого в вашей компании должен быть составлен график документооборота, соблюдаемый всеми сотрудниками. Еще раз убедитесь в том, что все формы первичных документов в вашей компании утверждены надлежащим образом, изданы соответствующие локальные нормативные акты. И обязательно позаботьтесь о том, чтобы у вас был создан своеобразный архив важнейших документов, содержащий полный набор соответствующих копий. Это избавит от аврала накануне проверки и не оставит вас без рабочих материалов и доказательной базы в случае выемки документов. В первую очередь в архив стоит поместить счета-фактуры, а также первичку. Плюс те договоры, которые свидетельствуют о вашей осмотрительности при выборе контрагентов во избежание нежелательного сотрудничества с однодневками.

Дорогие утраты

Ссылаться на то, что требуемые документы утрачены – плохое решение. В этом случае для проведения проверки инспекторы прибегнут к расчетным методам, от вас потребуют обоснования различных обязательств исходя из самых разных источников. Если документы на самом деле утрачены вами, то озаботьтесь поиском доказательств. Если причины утраты носят объективный характер, и вы сумеете это доказать, штраф за утрату документов назначен не будет.

Каков вопрос – таков ответ

Вас и ваших сотрудников будут допрашивать. К этому нужно быть готовым. Главный принцип тот же: ничего лишнего. Требуйте от проверяющих четких, конкретных формулировок, которые можно понять буквально. Никаких намеков, никаких наводящих вопросов. Всегда можно сказать: не знаю; это не входит в круг моих служебных обязанностей. И помните о процессуальных требованиях к оформлению результатов допроса. Они должны быть соблюдены, а вам неплохо бы их изучить перед проверкой.

Кроме того, необходимо кропотливо отслеживать малейшие процессуальные нарушения, допускаемые сотрудниками фискального ведомства. Все подобные действия можно будет обжаловать как в вышестоящей инстанции, так и в суде.Обратите внимания на требования, которые установлены Налоговым кодексом РФ и содержатся в указаниях ФНМ России (обратите внимание на письмо этого ведомства от 25.07.2013 № АС-4-2/13622). Но ни в коем случае нельзя устанавливать неформальные отношения с проверяющими. Помните: никакие устные соглашения с налоговиками силы не имеют. А вот послужить основанием для привлечения вас к ответственности за правонарушения коррупционного характера они могут.

Платим, но не сдаемся

Вас оштрафовали в результате проведения проверки. Не стоит опускать руки. Закон позволяет уменьшить сумму штрафа. И чем раньше вы попытаетесь это сделать, тем меньших затрат и усилий это от вас потребует. Обратите внимание инспекторов на смягчающие обстоятельства, это может сыграть вам на руку. Судебная практика показывает, что одно такое обстоятельство позволяет снизить размер штрафа уже в два раза. К таким обстоятельствам закон относит, например, долги предприятия по заработной плате сотрудникам, наличие задолженности (как кредиторской, так и дебиторской). Наличие подобных обстоятельств следует подтверждать документально, соответствующей аналитикой, расчетами. А еще к смягчающим обстоятельствам относят признание налогоплательщиком своей вины, стремление оперативно устранить ошибки в ведении налоговой отчетности, ряд других обстоятельств, в том числе и незначительную продолжительность просрочки в уплате налогов.

Все по правилам

Проверяющие потребуют от вас представить экономические обоснования заключенных вашей организации сделок. Они попытаются найти в ваших действиях стремление к необоснованной налоговой выгоде. Вы можете сослаться на такие обстоятельства, как оптимальная цена сделки, наличие тех или иных скидок, прочих бонусов, устойчивые фидуциарные отношения с контрагентом. Может сыграть свою роль и ссылка на качественную логистику принимаемого бизнес-решения. Для подтверждения таких обстоятельств можно представить деловую переписку, счета, даже материалы рекламного характера.

Во время проведения выездной налоговой проверки сотрудники фискального ведомства могут потребовать проведения осмотра. В этом случае вам стоит позаботиться о том, чтобы в подобных «экскурсиях» по территории и помещениям организации налоговиков сопровождало компетентное должностное лицо проверяемой организации. Этот сотрудник должен внимательно ознакомиться с протоколом мероприятия. При проведении выемки документов нужно учесть, что к этому действию привлекаются понятые в присутствии представителя налогоплательщика. Нужно помнить о том, что за выемкой последует экспертиза. В ее подготовке может принять участие и налогоплательщик. Его представитель имеет право сформулировать собственные вопросы экспертам, а также лично присутствовать при проведении такой экспертизы.

И обязательно сделайте все, от вас зависящее, при проверке уровня компетенции приглашаемых специалистов. Например, стоит озаботиться проверкой номеров тех дел по налоговым спорам, в которых принимали участие юристы. Поинтересуйтесь его специализацией, обратите внимание на то, имеет ли специалист опыт разрешения налоговых споров.

Соответствующие разъяснения даны Министерством финансов РФ письмом от 30.05.2017 № 03-01-15/33121.