Евгений Сивков, генеральный директор аудиторской компании «ФБКА»

Древние китайцы считали, что цивилизованных людей от варваров отличает почтение к церемониям, которые олицетворяют мировую гармонию. Китайцы, как всегда, абсолютно правы. Особенно в том, что касается налоговых споров. Ведь зачастую в них побеждает не тот, кто прав по существу, а тот, кто грамотно использует все тонкости административной и судебной процедуры разрешения конфликта.

В этой сфере постоянно происходят важные изменения. Попробуем повнимательней присмотреться к последним новинкам. Как сегодня выглядит порядок рассмотрения налоговых споров в рамках административной процедуры? Как грамотно представить апелляцию? Какие сроки следует соблюдать при рассмотрении налоговых споров?

Причина – существенное условие

Одной из самых распространённых причин возникновения споров сегодня является факт выявления фискальными органами налоговых нарушений. Им посвящена гл. 16 Налогового кодекса РФ. Нормы этой главы содержат и указания на виды юридической ответственности за подобные правонарушения. Как правило, это денежные штрафы.

Важный нюанс. Привлечь к ответственности за целую группу правонарушений закон позволяет только в тех случаях, когда они выявлены по результатам налоговой проверки. И проверка эта должны быть проведена именно в отношении лица, привлекаемого к ответственности. Не его контрагента или партнёра – а его самого, непосредственно. Это, в частности, вытекает их материалов Пленума Высшего арбитражного суда РФ (см. постановление ВАС от 30 июля 2013 г. № 57).

Напомню, что эти правонарушения предусмотрены ст.ст. 120, 122 и 123 Налогового кодекса РФ соответственно:

- грубое нарушение правил учета доходов, а также расходов и объектов налогообложения;

- неуплата либо неполная уплата сумм налога;

- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию либо перечислению налогов.

Итак, подобные споры представляют собой основной массив конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами. Но, разумеется, на практике встречаются и такие споры, которые возникли по основаниям, установленным не в ходе проверок. Например, налогоплательщик нарушает требования по своевременному извещению налоговой о том, что его филиал открывает банковский счёт. Зачастую споры возникают из-за того, что налогоплательщик не предоставляет (или предоставляет с нарушением сроков) те или иные сведения, которые запрашиваются налоговыми органами.

Иногда споры возникают вследствие неправомерных действий фискальных органов. Зачастую это блокирование счёта налогоплательщика, иногда – задержка с возвращением неправомерно взысканных налогов. Подобное разнообразие причин для возникновения споров может вызвать и определённые особенности процедуры их разрешения.

Досудебные процедуры

Напомню, что ч. 2 ст. 46 Конституции РФ предоставляет нам право обжаловать в судебном порядке все действия (бездействия) органов власти без исключения. Но это право у нас иногда опосредуется требованием обязательного досудебного рассмотрения спора. В том числе и при рассмотрении споров налоговых. Посмотрим, как должна развиваться процедура рассмотрения налоговых споров.

Налоговые органы после проведения проверки могут вынести следующие решения:

- привлечь налогоплательщика к юридической ответственности, когда в его деяниях присутствуют признаки состава конкретного правонарушения, прямо предусмотренного законом (за это, как правило, полагается наказание в виде штрафа);

- отказаться от привлечения налогоплательщика к юридической ответственности даже при наличии признаков состава правонарушения (наказания в виде штрафа не последует, однако не исключается доначисление пеней либо взыскание недоимок).

Процедура выявления правонарушений, которые обнаружены по результатам проверки (выездной либо камеральной), описана в ст. 101 Налогового кодекса РФ: решение об этом надлежит вручить непосредственно правонарушителю (что должна засвидетельствовать его подпись). При отсутствии подобной возможности решение следует направить заказным письмом. Срок вручения – в течение пяти дней. Течь этот срок начинает с момента вынесения решения. При использовании услуг почты решение считается вручённым на шестой день. Срок исчисляется с момента отправки письма.

На обжалование решения налогоплательщику даётся месяц. Затем решение вступает в законную силу. В течение этого месяца правонарушитель имеет право обратиться с апелляцией в управление ФНС РФ по своему региону. Жалобу в вышестоящий орган следует подавать через тот орган, который принимал соответствующее решение о привлечении налогоплательщика к ответственности (см. ст. 139.1, 139.2, 139.3 Налогового кодекса РФ).

Заметьте: обратиться в суд, минуя эту инстанцию, вы права не имеете. То есть закон предусматривает обязательный досудебный (административный) этап рассмотрения спора.

При этом сам по себе факт подачи налогоплательщиком апелляционной жалобы в вышестоящую инстанцию не отменяет факта вступления в силу решения, которое принято нижестоящей налоговой инспекцией, в полном объёме. Подобное решение может вступить в силу в той части, которая не обжалована налогоплательщиком или в том случае, когда вышестоящий орган оставит апелляцию без рассмотрения (но только после того, как срок подачи апелляции истечёт).

Но даже в том случае, когда налогоплательщик не вписывается в сроки подачи апелляционной жалобы и решение налоговой инспекции вступает в силу в полном объёме, он может подать в вышестоящий орган простую жалобу. Срок подачи – один год с того времени, когда вынесено решение (вариант: налогоплательщик узнал о нарушении своего права). Простая жалоба также подаётся по инстанции, то есть через нижестоящий орган, проводивший проверку. Налоговая инспекция в этом случае должна направить жалобу конечному адресату не позднее трёх рабочих дней с того момента, когда к ней поступил этот документ.

Как известно, административная процедура проще судебной. Поэтому апелляция налогоплательщика рассматривается в его отсутствие. Лицо, подавшее апелляцию, имеет право предоставить УФМС и дополнительные документы. Но в этом случае (см. ст. 140 Налогового кодекса), оно обязано разъяснить, почему эти документы не были предоставлены ранее, тому органу, который проводил проверку и выносил решение.

Хотя, как я говорил выше, сам факт подачи апелляционной жалобы не приостанавливает вступления в силу решения о привлечении налогоплательщика к юридической ответственности, он может подать в апелляционную инстанцию заявление о подобном приостановлении. Основание: обоснованные сомнения по поводу соответствия решения действующему законодательству. Апелляционная инстанция обязана принять решение в этом случае и известить заявителя в письменном виде не позднее трёх дней после подачи заявления. Тот же срок установлен и для письменного уведомления налогоплательщика о решении апелляционной инстанции по его жалобе: три дня после того, как УФМС принимает решение. Такое решение должно быть принято в течение месяца с возможностью продления этого срока не более чем на месяц.

Когда можно обращаться в суд? Действующая редакция ст. 138 Налогового кодекса РФ обозначила момент, с которого возникает право для обращения в суд: когда субъекту стало известно о вынесении апелляционной инстанцией соответствующего решения, либо когда закончился срок для вынесения такого решения.

Итак, при безапелляционном порядке решение налогового органа вступит в силу через месяц. При апелляционном порядке спор может рассматриваться на протяжении более трёх месяцев (если УФМС воспользуется правом на месячное продление срока рассмотрения жалобы). Подавать или не подавать апелляция? Думаю, ответ на этот вопрос необходимо давать в каждом конкретном случае после консультации со специалистами. Иногда налогоплательщику выгодно потянуть время, иногда – поскорее рассмотреть дело по существу.

Без проверки будет быстрее

Рассмотрим теперь ситуацию, когда налоговое правонарушение было выявлено вне рамок проведения проверки. Процедура рассмотрения спора в этом случае описывается в ст. 101.4 Налогового кодекса РФ.

Итак, налоговый инспектор выявляет факт правонарушения. Тогда он обязан не позднее десяти дней с этого момента составить акт по соответствующей форме. Акт должен содержать подписи инспектора и правонарушителя. Кроме того, этот документ должен включать в себя документальное подтверждение фактов, содержащих признаки правонарушения. Инспектор обязан также записать в акте выводы по этому поводу, а также предложить меры по устранению нарушений и/или применении санкции за совершение правонарушения. Сроки вручения акта налогоплательщику и их способы те же, что и в случае выявления правонарушения по результатам проверки (см. выше).

Если налогоплательщик не согласен с содержанием акта, ему предоставляется месяц для того, чтобы ознакомить со своими возражениями (по некоторым положениям акта, либо по документу в полном объеме) соответствующий налоговый орган. Документальные подтверждения (либо их заверенные копии) подобных возражений можно представить фискальным органам вместе с возражением.

Налоговым органам предоставляется месяц для рассмотрения акта. Рассмотрение дела в этом случае производится с привлечением налогоплательщика (представителя налогоплательщика). По итогам рассмотрения дела уполномоченное лицо выносит решение либо о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности налогоплательщика.

Если в результате вынесения негативного для налогоплательщика решения ему направлено требование об уплате штрафа (пеней, налогов), то он может такое решение обжаловать. Но подобное обжалование в этом случае оформляется не апелляцией, а простой жалобой в вышестоящий орган. В случае отказа налогоплательщик имеет право обжаловать решение либо в УФМС России, либо в суде.

Прочие жалобы

Налогоплательщик имеет возможность обжаловать и прочие действия либо бездействия фискальных органов даже в тех случаях, когда речь не идёт о правонарушении (см. ст. 139 Налогового кодекса РФ).

Если не истёк годичный срок, в течение которого налогоплательщик узнал либо должен был узнать о нарушении имеющихся у него прав, он может обратиться с жалобой по этому поводу в вышестоящий налоговый орган. Жалоба подаётся по инстанции: через ту налоговую инспекцию, которая (по мнению налогоплательщика) нарушила то или иное право. Инспекция в этом случае должна не позднее трёх дней с момента поступления жалобы переправить её (и все сопутствующие документы) уполномоченному вышестоящему органу.

Для обжалования в суде действий (бездействий) налоговых органов установлен трёхмесячный срок.

Как видим, налоговое законодательство сегодня достаточно чётко регламентирует сроки и способы разрешения налоговых споров, как в административном, так и в судебном порядке. С этими правилам, мне кажется, стоит познакомиться каждому заинтересованному лицу.