Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании "Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ"

На сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу опубликовано Информационное письмо №45 от 10 июня 2015 г. «О применении приказа Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. №110.

В письме Росфинмониторинг информирует, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, перечисленных в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [1] (далее – организации, индивидуальные предприниматели), за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, контроль и надзор за деятельностью которых осуществляет Банк России, а также адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, указанных в статье 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – лица), что с 10 июня 2015 года вступает в силу приказ Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. № 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2015 г., регистрационный № 37436) (далее – Приказ).

Представление в Росфинмониторинг информации по форматам ФЭС 1-ФМ, 2-ФМ, 3-ФМ и 4-ФМ, предусмотренных Инструкцией, будет осуществляться после утверждения Росфинмониторингом соответствующих форматов и их опубликования на официальном сайте Росфинмониторинга, о чем субъекты, обязанные применять Инструкцию, будут проинформированы дополнительно.

До начала применения формата ФЭС 1-ФМ информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю (пп. «а» п. 1.4 Инструкции), операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (пп. «б» п. 1.4 Инструкции), а также о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом (пп. «в» п. 1.4 Инструкции) необходимо представлять в электронном виде через Личный кабинет организации, индивидуального предпринимателя, лица либо посредством программного обеспечения АРМ «Организация» (сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью).

Для представления обозначенной информации временно применяется форма 4-СПД

Информацию о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение, предусмотренное пунктом 1 статьи 7.4 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (пп. «г» п. 1.4 Инструкции), о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (пп. «д» п. 1.4 Инструкции), о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (пп. «е» п. 1.4 Инструкции), до начала применения соответствующих форматов ФЭС 2-ФМ, 3-ФМ и 4-ФМ необходимо представлять в электронном виде на машинном носителе информации с сопроводительным письмом, подписанном руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, и скрепленном печатью организации, индивидуального предпринимателя (при наличии), заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо нарочным непосредственно в Росфинмониторинг.

При этом представляемая в свободной форме информация должна содержать следующие сведения:

1. по пп. «г» п. 1.4 Инструкции: идентификационные данные субъекта, представляющего информацию, идентификационные данные лица, в отношении которого применены меры по блокированию (замораживанию) денежных средств или имущества, даты применения таких мер, а также размер и структура замороженных (заблокированных) активов.

2. по пп. «д» п. 1.4 Инструкции: идентификационные данные субъекта, представляющего информацию, дата проведения проверки, период, за который проведена проверка; количество проверенных клиентов (физических и юридических лиц), количество лиц, в отношении которых такие меры применены  (при наличии таких лиц – идентификационные данные таких лиц, а также сведения о размере и структуре замороженных (заблокированных) активов); количество лиц, в отношении которых меры по замораживанию блокированию должны были применяться, но не применялись (при наличии таких лиц – их идентификационные данные, а также сведения о причинах неприменения таких мер).

3. по пп. «е» п. 1.4 Инструкции: состав информации подробно изложен в информационном письме Росфинмониторинга от 26 января 2011 г. № 9 «О применении пункта 5.3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ».

Одновременно информируем, что с 10 июня 2015 года подлежат применению следующие справочники, утвержденные Инструкцией:

Справочник кодов видов организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, являющихся субъектами Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (приложение № 3  к Инструкции);

Справочник кодов видов операций, информация о которых представляется в Росфинмониторинг (приложение № 4  к Инструкции);

Справочник кодов видов признаков необычных операций (сделок), информация о которых представляется в Росфинмониторинг (приложение № 5 к Инструкции);

Справочник кодов видов документов, удостоверяющих личность или подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (приложение № 7 к Инструкции);

Справочник кодов драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (приложение № 8 к Инструкции);

Справочник кодов видов участников операций (сделок) (приложение № 10 к Инструкции).

Напомним, что положения приказа №110 распространяются на ограниченный круг субъектов Закона №115-ФЗ:

– лизинговые компании,

– организации федеральной почтовой связи,

– организации и ИП, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения,

– организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме,

– организации и ИП, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества,

– операторы по приему платежей,

– коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов,

– операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи,

– операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами – физическими лицами.