Журнал "Семинар для бухгалтера" № 8/2012

«Спокойно работаешь, никого не трогаешь, а тут — раз! — и встречная проверка» — такие фразы нередко слышишь от бухгалтеров. Что делать, чтобы интерес инспекторов к контрагентам не вылился в проблемы для самой компании? Конечно, «встречка» — событие неприятное, но не такое уж и страшное. О том, какие ошибки чаще всего допускают компании в таких ситуациях и как их избежать, с нами поделились практики. Слово — Валентине Коротковой, главному бухгалтеру ООО «Карт-продактс».

Правило № 1. Общаемся только со своей налоговой инспекцией

Какого бы контрагента не проверяли, общаться надо только со своей налоговой инспекцией. Если ИФНС хочет получить данные, она должна направить поручение об истребовании документов или информации в ту налоговую, где состоит на учете компания, у которой хотят получить информацию. Форма поручения приведена в приложении 6 приказа ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@. Поручение приходит от одних налоговиков к другим. Затем в течение пяти рабочих дней со дня доставки поручения налоговая инспекция по месту вашего учета направит требование о представлении необходимых данных. К требованию будет приложена копия поручения, наличие которой обязательно.

Правило № 2. Соблюдаем сроки для представления информации

Компания, получившая требование о представлении документов или информации, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает ни документами, ни информацией. Здесь нельзя допускать ошибок, иначе придется познакомиться с положениями статьи 129.1 НК РФ, в соответствии с которой организации грозит штраф в размере 5000 руб.

Если компания уже представляла копии документов, истребуемые при встречной проверке, в свою инспекцию в рамках выездной или камеральной проверки, то документы повторно представлять не нужно. Это позволяет сделать пункт 5 статьи 93.1 НК РФ. Если документы представлялись в рамках встречной проверки, то для них это правило уже не действует.

Правило № 3. Заверяем каждый лист документа

Вопрос о необходимости заверять каждую представляемую копию я рассмотрю на примере письма Минфина России от 24 октября 2011 г. № 03-02-07/1-374. Когда организация представила налоговикам подшивку копий документов, те вернули им их обратно, потребовав заверить каждый отдельный документ. Однако компания с этим не согласилась. Кодекс не запрещает представлять в налоговую инспекцию подшивки документов. Тем не менее я, по собственному опыту, советую заверять каждый лист.

Еще советы: Для заверения документов лучше выделить отдельного сотрудника

Александр Анищенко, аудитор ООО «Аудиторская фирма АТОЛЛ-АФ»

– Хотелось бы дополнить по теме заверения документов. В налоговом законодательстве не содержится определения «копии». По мнению Минфина, копией является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа является та, на которую в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты. Соответственно, каждая представляемая в инспекцию копия документа должна быть заверена уполномоченным лицом и иметь иные реквизиты, придающие ей юридическую силу. Спорить с налоговиками бесполезно. Дело в том, что в постановлении ФАС Московского округа от 5 ноября 2009 г. № КА-А41/11390-09 судьи поддержали налоговиков. Но самое главное даже не это, а то, что решение суда поддержал ВАС РФ в определении от 17 февраля 2010 г. № ВАС-946/10. Так что теперь все судьи будут рассматривать этот вопрос одинаково. Поэтому если объем представляемой информации по встречным проверкам будет велик, то, вполне возможно, придется заводить отдельного работника для заверения копий.

Ольга Кутинова, главный бухгалтер ООО «Свет-Трейд»

– А я хотела бы обратить внимание на сроки. При «встречке» документы необходимо представить в течение пяти рабочих дней. При этом течение срока начинается со следующего дня после получения требования. Если вам не смогут вручить требование лично, то направят этот документ по почте. И тогда он считается полученным по истечении шести рабочих дней. Поэтому отслеживайте эти сроки как в уведомлении о вручении, так и на конверте, где будет виден почтовый штемпель с датой отправки.

Если требование получено по почте по истечении шести рабочих дней, то определите последний день для представления документов и посмотрите, успеваете ли вы представить их своевременно. Если нет, то не позднее следующего дня после того, как вы фактически получили требование, письменно сообщите в ИФНС о невозможности представить документы в срок.