Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Контроль за соблюдением требований по использованию ККТ организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями осуществляют налоговые ведомства (пункт 1 статьи 7 Закона №54-ФЗ).
Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам (далее ГМЭК) от 6 марта 1995 года (протокол №2/18-95) утверждено «Положение о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин в Российской Федерации» (Письмо ГНС Российской Федерации от 16 мая 1995 года №ЮБ-6-14/276 «О решениях государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам»).
На органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложены функции по обеспечению исполнения указанного Положения на территории субъекта Российской Федерации.
Федеральный орган по налогам и сборам Российской Федерации обязывает свои территориальные подразделения обеспечить контроль за применением ККТ организациями и гражданами - предпринимателями.
К организациям, участвующим в установлении порядка продажи, технического обслуживания и ремонта ККТ, а также осуществляющим непосредственно продажу, техническое обслуживание, ремонт ККТ и контроль за этими видами деятельности относятся:
Органы Госстандарта Российской Федерации, которые:
· осуществляют выборочный контроль за соответствием ККТ сертифицируемым параметрам (по безопасности, радиопомехам, функциональным характеристикам);
· дают экспертное заключение о качестве ремонта ККТ.
Налоговые ведомства:
· хранят оттиски используемых ЦТО пломбиров и печатей;
· регистрируют ККТ, допущенные к использованию в Российской Федерации, ведут учет зарегистрированных ККТ;
· снимают с регистрации ККТ тех моделей (версий моделей), которые не допущены к использованию;
· ведут регистрационные карточки, в которых отмечают постановку ККТ на ремонт и ввод в эксплуатацию после ремонта;
· проверяют наличие пломбы на ККТ;
· вводят пароль налогового инспектора и контролируют включение фискальной памяти ККТ, контролируют фискальную память в процессе эксплуатации машины;
· проверяют доступными способами исправность применяемых ККТ, привлекая для участия в таких проверках специалистов;
· направляют замечания и предложения о качестве технического обслуживания и ремонта ККТ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
· рассматривают жалобы, связанные с применением ККТ.
Следует принимать во внимание, что Закон №54 - ФЗ не содержит специальных форм осуществления налоговыми органами контроля за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона.
Вместе с тем в иных нормативных актах предусмотрено осуществление такой формы контроля, как контрольная закупка, не связанной с проверкой соблюдения Закона №54-ФЗ.
Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в качестве оперативно-розыскного мероприятия проверочную закупку. Согласно Федеральному закону от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» проверочная закупка - это оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» к полномочиям указанной службы отнесен:
· государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
· контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении налоговыми органами контроля за применением контрольно-кассовой техники.
Однако изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», право органов внутренних дел проводить контрольную закупку исключено.
Таким образом, следует различать:
- приобретение проверяющими товаров (услуг) в личное пользование для собственных нужд;
- приобретение товаров (услуг) сотрудниками органов, наделенных правом контрольной (проверочной) закупки.
Покупка товара (заказ услуги), проведенная в рамках проверки применения контрольно-кассовой техники, не выходит за рамки полномочий налогового органа по контролю за соблюдением Закона № 54-ФЗ (например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.07.2004 № Ф04-5024/2004(А70-3099-27), ФАС Северо-Западного округа от 05.05.2005 № А56-41328/04).
После проведенной покупки (заказа) проверяющие должны предъявлять руководителю или другому должностному лицу организации (представителю индивидуального предпринимателя) поручение налогового органа, служебные удостоверения и документально оформить результаты проверки соблюдения законодательства о применении ККТ
Более подробно с вопросами контроля налоговых ведомств за применением контрольно-кассовой техники Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Кассовые аппараты от приобретения до выбытия«.