Журнал "Двойная запись"  

Можно ли в октябре сдавать баланс по старой форме? Как проводятся камеральные проверки? Будет ли инспектор сравнивать различные отчетные документы? На эти и другие вопросы нашего корреспондента Ольги Евдокимовой отвечает руководитель УМНС России по Нижегородской области, государственный советник налоговой службы РФ III ранга Николай Поляков.

– Недавно Минфин России разработал новые формы бухгалтерской отчетности. Обязаны ли все организации в октябре отчитываться по этим формам?

– Полагаю, что этот вопрос должен решать сам плательщик. Давайте вспомним приказ Минфина России от 22 июля 2003 года № 67н, которым утверждены новые формы бухгалтерской отчетности. В соответствии с пунктом 6 приказа их вводят начиная с отчетности за 2003 год. На первый взгляд кажется, такая фраза позволяет предположить, что впервые отчетность на измененных бланках будет представляться в марте 2004 года. Однако многие специалисты Минфина утверждают, что новый отчет о прибылях и убытках и баланс придется применять уже при составлении отчетности за 9 месяцев текущего года. Вероятнее всего, до появления официальных распоряжений Минфина бухгалтеры будут решать самостоятельно, как им сдавать отчетность. Тем более что существует ряд проблем. Изменения в отчетности в основном связаны с изданием ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», а основная масса предприятий не готова к применению вышеуказанного ПБУ. Поэтому возможно неправильное заполнение новых документов.

– Станет ли инспектор, получив отчетность, сравнивать различные показатели, в частности следить за соответствием строки «Текущий налог на прибыль» формы № 2 и суммы налога, показанной в декларации по налогу на прибыль? Какие дополнительные показатели отчетности будут сравниваться?

– При камеральной налоговой проверке ИМНС обязательно сопоставляет отчетную информацию. Во-первых, мы сравниваем показатели текущей налоговой отчетности с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода. Значительные расхождения (допустим, существенное снижение выручки в третьем квартале по сравнению со вторым) – одна из причин для проведения дополнительного контроля. Во-вторых, мы оцениваем достоверность показателей налоговой отчетности, используя имеющуюся у нас информацию о налогоплательщике. В-третьих, сопоставляем проверяемую декларацию с показателями других отчетов. Например, при камеральной проверке декларации по налогу на прибыль доходы, показанные в строке 010 декларации, могут сравниваться с общей суммой доходов, приведенной в отчете о прибылях и убытках. Такая проверка эффективна, если организация определяет прибыль по методу начисления, в этом случае разница между бухгалтерскими и налоговыми доходами обычно незначительна или ее нет вообще. Кроме того, у любой фирмы мы можем сравнить текущий налог на прибыль, показанный в форме № 2, с налогом, который она начислила по декларации (строка 250). То, что такие суммы должны быть равными, следует из пункта 21 ПБУ 18/02 и примеров в приложении к этому ПБУ.

Есть и другие способы контроля. Если предприятие одинаково определяет выручку для расчета налога на прибыль и НДС, то ему «грозит» сверка доходов из деклараций по прибыли за 9 месяцев и по НДС (выручка по ним определяется нарастающим итогом).

Опять-таки подчеркну, что мы обращаем внимание только на существенные расхождения. А вот если сравнить декларацию по налогу на прибыль и расчет ЕСН, там две пары показателей часто бывают абсолютно одинаковы (опять же, из этого правила есть исключения). Во-первых, это суммы по строке 1000 расчета ЕСН и общая сумма по строкам 251 и 261 приложения 3 к листу 02. Во-вторых, суммы по строке 0100 расчета ЕСН и строке 090 приложения 3 к листу 02 (у торговых организаций эта же сумма показывается в строке 050 приложения 2 к листу 02). Замечу, что последнее равенство не будет соблюдаться, если предприятие включает в фонд оплаты труда выплаты, не облагаемые ЕСН.

Сначала принимай, потом проверяй

– Может ли инспектор отказаться принять баланс и декларацию, если, на его взгляд, там допущены явные ошибки?

– В пункте 2 статьи 80 Налогового кодекса сказано, что инспектор не вправе отказаться принять декларацию и обязан проставить на ее копии отметку о принятии и дату представления документов. А потом в соответствии со статьей 88 НК РФ проводится камеральная проверка1.

– Если инспектор предполагает, что предприятие допустило ошибки, и требует от фирмы принести дополнительные документы, то как оформляется это требование? Надо ли выполнять устные просьбы инспектора?

– Требование направляется налогоплательщику в письменной форме, примерный образец которого приведен в одной из наших внутренних инструкций. Если налогоплательщик откажется представить запрашиваемые документы или отдаст их не вовремя (установленный срок – пять дней), его оштрафуют по статье 126 НК РФ (на 5000 рублей). Для директора или главбуха предусмотрен еще один штраф – от 300 до 500 рублей по статье 15.6 КоАП РФ. Отмечу, что при проверке мы не только можем затребовать документы, но и письменным уведомлением вызвать налогоплательщика и его представителей в инспекцию2.

– Допустим, предприятие сдало декларацию по НДС 20 октября, а дополнительные документы, которые инспектор затребовал для проверки, – 1 ноября. С какого дня будет определяться трехмесячный срок, отведенный для камеральной проверки, – с 20 октября или с 1 ноября?

– По статье 88 кодекса срок проведения камеральной проверки отсчитывается с даты представления декларации в налоговую инспекцию. Данная позиция поддерживается сложившейся арбитражной практикой. В частности, можно привести в пример обзор налоговых споров, прилагаемый к информационному письму Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 17 марта 2003 г. № 71.

Об отчетности подразделений

– Вправе ли ИМНС, принявшая налоговую отчетность филиала, провести камеральную проверку? Если да, то какие документы может затребовать инспекция – только подразделения или головной организации?

– Да, инспекция вправе провести такую проверку и в соответствии со статьей 88 НК РФ она выполняется на основе налоговых деклараций. Если это декларации по налогам, которые исчисляются централизованно головной организацией, то проверяют ее. При расчете налогов в децентрализованном порядке в инспекцию по месту нахождения филиала или иного обособленного подразделения сдаются налоговые декларации, имеющие отношение к деятельности. Следовательно, при проведении камеральной проверки этих деклараций истребуются документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов по конкретному обособленному подразделению.

– Будут ли штрафовать фирму, которая поздно сдала декларацию по налогу на прибыль в ту ИМНС, где зарегистрировано подразделение? Если да, то как рассчитываются санкции – в проценте от общей суммы налога, которую надо доплатить по декларации, или в проценте от налога, который нужно перечислить там, где находится подразделение?

– Да, штраф будет, поскольку по статье 289 Налогового кодекса декларацию по налогу на прибыль предприятия сдают по месту нахождения и головной организации, и обособленных подразделений.

Непредставление налогоплательщиком в установленный срок декларации влечет ответственность, предусмотренную статьей 119 НК РФ. Хотел бы заметить, что санкции рассчитываются исходя из суммы, подлежащей к уплате на основании этой декларации. Как ее оформляет фирма, сдающая отчетность по месту нахождения подразделения, сказано в пункте 1.5 раздела 1 инструкции по заполнению декларации (утверждена приказом МНС России от 29 декабря 2001 года № БГ-3-02/585. – Примеч. ред.). Декларация, сдаваемая в инспекцию, где отчитывается подразделение, включает титульный лист и расчет суммы налога, который надо заплатить по месту нахождения данного обособленного подразделения (выписка из приложения 5а к листу 02). В такой декларации показывается только налог подразделения, и расчет санкций будет производиться на основании этой суммы. (В приложении 5а не отражается налог, уплачиваемый в федеральный бюджет, и он не учитывается при расчете штрафа. – Примеч. ред.).

1 Отказаться принимать бухгалтерскую отчетность инспектор тоже не может (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). – Примеч. ред.

2 Чиновник не стал прямо оценивать законность устных требований, но из его слов следует, что их не должно быть. Такая позиция соответствует НК РФ, где говорится лишь о письменных требованиях и уведомлениях.

Опубликовано в журнале «Двойная запись» №10, 2003
 
Отдел подписки журнала "Двойная запись": (095) 785-01-13
E-mail: dz@glavbukh.ru