Журнал "Спутник главбуха" № 12/2010

Что делать компании, если к ней пришли с проверкой, которая не была санкционирована прокуратурой? Куда обращаться бухгалтеру, столкнувшемуся с неправомерными действиями чиновников? Ответы на эти и другие вопросы — в нашем интервью.

Сергей Иванович Рюмшин, заместитель прокурора Московской области, старший советник юстиции

— Сергей Иванович, по Закону № 294-ФЗ экологические, пожарные и прочие госведомства должны согласовывать с прокуратурой плановые и внеплановые проверки организаций. Всегда ли это обязательно?

— Нет, не всегда. Во-первых, не требуется согласование с органами прокуратуры внеплановых выездных проверок по видам контроля, которые перечислены в частях 3 и 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля». Например, налоговые проверки.

Во-вторых, в определенных случаях проверяющее ведомство может незамедлительно приступить к проведению внеплановой выездной проверки, известив прокуратуру в течение 24 часов с ее начала. Например, если вдруг возникла угроза жизни и здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, безопасности государства, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В-третьих, в соответствии со статьей 10 Закона № 294-ФЗ ревизоры не должны согласовывать внеплановую выездную проверку с прокуратурой, если истек срок ранее выдвинутого предписания устранить нарушения. Также одобрение прокуратуры не требуется в случаях, когда поступает информация или заявление о нарушении прав потребителя.

— Что делать компании, если к ней пришли с внеплановой проверкой без санкции прокуратуры?

— Во-первых, необходимо выяснить, что стало основанием для проверки. Во-вторых, компании надо определить, не подпадает ли проверка под исключения и ограничения, установленные в частях 3 и 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ.

Если предприниматель полагает, что проверяющее ведомство нарушает его права, то он может воспользоваться судебной защитой либо обратиться в органы прокуратуры с соответствующим заявлением на действия проверяющего.

Более того, по статье 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной без согласования с прокуратурой, когда такое согласование было необходимо, не являются доказательствами правонарушений со стороны организации. И соответственно подлежат отмене вышестоящим ведомством или судом.

— Что предпримет прокуратура, если выяснит, что при проверке были нарушения со стороны чиновников?

— В этом случае прокурор вправе принять предусмотренные законодательством меры реагирования — представление, заявление в арбитражный суд или суд общей юрисдикции. Или прокуратура может вынести постановление о возбуждении административного производства. Если в действиях чиновников будут установлены признаки уголовно наказуемых деяний, например предложение «уладить» вопрос за определенную сумму, материалы проверки будут переданы следователям для решения вопроса об уголовном преследовании.

— Допустим, компания столкнулась с неправомерными действиями чиновников или у нее вымогают взятку. Может ли она сразу напрямую обратиться в прокуратуру или вначале нужно идти в милицию?

— Обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении сотрудник компании вправе в одно из правоохранительных ведомств по месту жительства, в том числе и в прокуратуру. Либо в случае вымогательства взятки со стороны сотрудников ОВД, других правоохранительных структур гражданин вправе по своему усмотрению обратиться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов.

Необходимо внимательно выслушать и точно запомнить поставленные условия вымогателя: размеры суммы, характер услуг, сроки и способы передачи взятки и гарантии решения вопроса. По возможности стоит постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы.

— А как поступить, если есть опасения, что заявление не будет внимательно рассмотрено и не будут приняты меры?

— Если заявление не находит должной реакции, нужно обратиться к вышестоящему руководству в том правоохранительном ведомстве, куда направлено заявление, или в прокуратуру.

Непосредственно к прокурору стоит обращаться также в тех случаях, когда действия чиновников подлежат оценке на основе документально подтвержденных материалов. Например, актов о проверке. При таких условиях прокуроры имеют широкие возможности проверить законность и обоснованность решений, принятых должностными лицами.

— Хочу обсудить еще одну проблему — задержку зарплат. Часто ли сейчас вы сталкиваетесь c подобными жалобами?

— Соблюдение трудового законодательства — одно из приоритетных направлений деятельности прокуратуры Московской области. Предпринятые в период финансово-экономического кризиса меры привели к существенным изменениям и свидетельствуют о том, что ситуация в сфере оплаты труда изменилась к лучшему. В апреле 2009 года суммарная задолженность предприятий перед сотрудниками достигала 580 млн рублей. В настоящее время она колеблется в пределах 50 млн рублей.

Прокуратура области занимается розыском компаний-должников, которые не предоставляют данные по задержке зарплаты в территориальные подразделения статистики. Так, в отношении должностных лиц компаний, обязанных, но не отчитывающихся в службу госстатистики, в 2010 году горрайспецпрокурорами возбуждено десять дел об административном правонарушении.

— А в каком случае руководству компании грозит уголовная ответственность за несвоевременную выплату зарплаты? И были ли такие случаи в Московском регионе в последнее время?

— Согласно статье 145.1 Уголовного кодекса РФ, руководитель предприятия может быть привлечен к уголовной ответственности в случае умышленной задержки заработной платы свыше двух месяцев при наличии реальной возможности ее выплатить.

В текущем году по инициативе прокуратуры следственными органами области возбуждено девять уголовных дел по факту невыплаты заработной платы свыше двух месяцев. По одному из них приговором Люберецкого городского суда генеральный директор подмосковной компании признан виновным и привлечен к уголовной ответственности. Общая сумма его задолженности перед работниками составляла 1 809 911 рублей.

— Бывают ли случаи, когда ответственность возлагается не на руководителя, а на главбуха?

— Привлечь главного бухгалтера к административной и дисциплинарной ответственности возможно. Например, в случае, если директор предприятия возложил на главбуха обязанность представлять в ведомство статистики сведения о задолженности по заработной плате.

Как показывает практика, наиболее результативная мера с точки зрения погашения задолженности по оплате труда — привлекать к ответственности непосредственного руководителя предприятия.

Беседовала Н. Лукина