Автор: Анна Соколова, налоговый юрист

Блог о российских налогах налогового юриста Анны Соколовой

Согласно ст.15 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

По неофициальным данным, общий размер штрафных санкций, которые оплатили предприниматели и организации Крыма, к 01 июлю 2015 года превысил миллион.

Одна из самых распространенных причин штрафов - опоздание с подачей налоговой декларации. Столкнувшись с новым законодательством, налогоплательщики Крыма не сразу смогли разобраться, по каким налогам и в какие сроки они обязаны подавать налоговые декларации. Вместе с тем статья 119 Налогового кодекса РФ «Непредставление налоговой декларации...» предусматривает минимальный размер штрафа - 1.000 рублей.

По нашему мнению, обогащение бюджета за счет новоявленных налогоплательщиков производилось в первой половине 2015 года незаконно.

Согласно п.2 ст.5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Деятельность предпринимателей и организаций Республики Крым до 01 января 2015 года не регулировалась российским налоговым законодательством, не оценивалась категориями налогообложения, установленными в Налоговом кодексе РФ.

На основании вышеизложенного с учетом п.2 ст.5 Налогового кодекса РФ предприниматели и организации Республики Крым не должны нести новые обязанности, связанные с деятельностью, которую они осуществляли до вступления в силу Налогового кодекса РФ на территории Республики Крым (в том числе представлять отчетность по такой деятельности на основании норм Налогового кодекса РФ), поскольку это ухудшает их положение как налогоплательщиков и нарушает запрет распространять новый закон, ухудшающий положение лица, на отношения, которые возникли до его принятия и вступления в силу. И, тем более, экс-украинские налогоплательщики не должны нести ответственность за нарушение новых законов при неправомерном распространении их правоприменителем на ранее сложившиеся отношения.

Изложенная позиция основана на нормах, в том числе Конституции России.

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что законы, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Смысл этого требования состоит в том, что изменения в законодательстве не должны пагубно влиять на устойчивость отношений между субъектами права, подрывать уверенность граждан в стабильности их правового и экономического положения, в прочности правопорядка (см., например, п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 №20-П).

В Определении Конституционного Суда РФ от 08.04.2003 №159-О сформулирован принцип разумного адаптационного периода, в соответствии с которым законодатель, принимая акт законодательства о налогах, должен предоставить налогоплательщику разумный период для адаптации к новым условиям налогообложения.

С учетом общеправового принципа недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение субъектов, налоговая ответственность за непредставление налоговых деклараций в отношении деятельности экс-украинских организаций и предпринимателей, осуществляемой в 2014 году, применяться не может.