Автор: Подкопаев М. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Неожиданное решение принял судья ВС РФ в Определении от 12.01.2017 № 310-АД16-18286 по делу № А64-2631/2016. Его вывод оказался противоречащим сложившейся практике.

Решение касается необходимости выдачи БСО плательщиками ЕНВД при оказании бытовых услуг. До сих пор считалось, что такие налогоплательщики вместо кассового чека должны оформить БСО и выдать его покупателю. На этом настаивали, прежде всего, чиновники.

Два основных случая, когда ККТ можно не применять

В суде рассматривалась правомерность наложения налоговым органом на налогоплательщика штрафа по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Поскольку событие, которое налоговый орган посчитал нарушением, произошло в апреле 2016 года, то есть до вступления в силу новой редакции указанной статьи, норма была применена исходя из ее прежних требований.

Согласно этим требованиям неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует предусмотренным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.; на должностных лиц – от 3 тыс. до 4 тыс. руб.; на юридических лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

В силу такой формулировки ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ применялась и в тех особых случаях, когда налогоплательщик имел право не применять ККТ, а выдать вместо нее документ, подтверждающий произведенную покупателем (клиентом) оплату. Если налогоплательщик не выдавал данный документ, хотя был обязан, то такое нарушение фактически приравнивалось к неприменению ККТ.

В связи с этим напомним, что согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) в редакции, действовавшей в апреле 2016 года, организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могли осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Помимо этого, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 указанного закона организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими ПСНО, и не подпадающие под действие п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Названный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги).

А как теперь?

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 290-ФЗ внесены большие и принципиальные изменения в Федеральный закон № 54-ФЗ и ст. 14.5 КоАП РФ. Причем все поправки КоАП РФ действуют уже с 15.07.2016, но о них мы скажем далее.

Названные положения ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ в прежней редакции тоже не действуют с названной даты. Но фактически налогоплательщики могут их применять до 01.07.2018 на основании п. 7 и 8 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ.

«Вмененщики» могут не применять ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) (п. 7 Федерального закона № 290-ФЗ). А организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (п. 8 этого закона).

То есть условия неприменения ККТ в обоих случаях сохранены и, как и ранее, различаются между собой. Почему мы акцентируем на этом внимание?

Что выдается: БСО или другой документ?

Вернемся к Определению ВС РФ от 12.01.2017 № 310-АД16-18286 по делу № А64-2631/2016. Суд признал законными решения всех нижестоящих судов, которые отменили штраф, наложенный ИФНС на налогоплательщика.

Нижестоящие суды указали, что являясь плательщиком ЕНВД, налогоплательщик имеет право осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности по требованию покупателя (клиента) о выдаче такого документа, подтверждающего прием наличных денежных средств; принимая во внимание, что в данном случае отсутствуют доказательства требования покупателем у налогоплательщика документа, подтверждающего прием наличных денежных средств, а также доказательства отказа налогоплательщика выдать покупателю по его требованию такой документ.

Поэтому суды пришли к выводу об отсутствии в действиях налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Сам по себе факт невыдачи без требования покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием наличных денежных средств, по их мнению, не образует состав вменяемого правонарушения, а ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ не содержит такого противоправного деяния.

Судья ВС РФ согласился со всеми этими доводами, со своей стороны ни разу не сославшись на Федеральный закон № 54-ФЗ. А напрасно.

Если изучить решения нижестоящих судов по этому делу (в первую очередь начальное – Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.09.2016, а также Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2016), то можно увидеть, что, действительно, налогоплательщик правомерно применял спецрежим в виде уплаты ЕНВД, но в отношении деятельности в сфере предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты.

То есть налогоплательщик вправе был не применять ККТ, но не в соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ в прежней редакции, который применяется «вмененщиками», а согласно п. 2 этой же статьи, которым пользуются налогоплательщики, оказывающие услуги населению.

В данном случае налогоплательщик был одновременно «вмененщиком» и оказывал услуги населению. А в пункте 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ прямо указано, что налогоплательщик освобождается от применения ККТ на основании того, что он находится на спецрежиме в виде уплаты ЕНВД, только если он не получает такое освобождение в связи с тем, что оказывает услуги населению. При этом он должен выдавать не документ, названный в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, а БСО, оформляемый в соответствии с Порядком осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. И в отличие от такого документа БСО должен оформляться и выдаваться независимо от запроса со стороны покупателя (клиента).

Как видно из рассматриваемых судебных решений, именно на это и обращала внимание судей налоговая инспекция. Но судьи, констатируя, что согласно ОКУН, применявшемуся до 01.01.2017, парикмахерские и косметические услуги относятся к бытовым услугам (код 019300), проигнорировали это обстоятельство и приняли во внимание только то, что в отношении этих услуг налогоплательщик применял спецрежим в виде уплаты ЕНВД.

Поэтому раз покупатель не потребовал выдачи документа об оплате, то налогоплательщик и не должен был его оформлять и выдавать. Именно отсутствие требования со стороны покупателя судьи посчитали ключевым аспектом, в том числе судья ВС РФ.

Но тогда нам придется признать, что любой налогоплательщик, применяющий спецрежим в виде уплаты ЕНВД, в том числе и в отношении оказания бытовых услуг, может не оформлять БСО.

Отметим, что арбитражные суды ранее, хотя довольно давно, выносили подобные решения в пользу налогоплательщика (постановления ФАС ВВО от 04.03.2010 по делу № А79-12036/2009, ФАС ЗСО от 11.02.2011 по делу № А45-8574/2010, ФАС ПО от 28.07.2010 по делу № А65-31944/2009, ФАС СКО от 06.08.2010 по делу № А32-7002/2010-3/115-5АЖ).

Как видно, все эти решения были вынесены в 2010 году, то есть вскоре после того, как ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ была дополнена п. 2.1, позволившим «вмененщикам» не применять ККТ.

С тех пор чиновники не раз озвучивали, что при оказании услуг населению плательщиком ЕНВД приоритетным является п. 2 указанной статьи (письма Минфина России от 30.12.2015 № 03-11-06/3/77890, от 30.10.2014 № 03-11-11/55023, ФНС России от 28.01.2015 № ГД-3-3/249@). Однако, как оказалось, ВС РФ с этим не согласен.

За старое нарушение – новые штрафы

Позицией, поддержанной ВС РФ, налогоплательщики смогут пользоваться до 01.07.2018. Но в связи с этим хотелось бы отметить, что новая редакция ст. 14.5 КоАП РФ, в отличие от предыдущей, прямо не указывает на нарушение, которое выражается в невыдаче документа об оплате покупателю вместо чека ККТ в случаях, когда это позволяет закон.

В пункте 6 данной статьи теперь указано, что штраф может быть наложен за ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача данных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством РФ о применении ККТ.

Здесь речь идет о другом требовании к пользователям ККТ, приведенном в п. 2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ в новой редакции. Согласно ему при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Данная норма содержит требование, которое следует исполнять при использовании онлайн-кассы и регистрации на ней каждой совершенной операции, в том числе при оплате услуг, и одновременно регулирует то, в какой форме выдается чек ККТ.

Очевидно, нарушения при невыдаче документа об оплате покупателю вместо чека ККТ в случаях, когда это позволяет закон, будут подпадать под действие п. 2 и 3 ст. 14.5 КоАП РФ в новой редакции. Штрафы, предусмотренные в них, выставляются налогоплательщику при неприменении ККТ в установленных законодательством о применении ККТ случаях.

На это указывают Минфин в Письме от 27.12.2016 № 03-01-15/78348 и ФНС в Письме от 15.08.2016 № ЕД-3-20/3721@.

То есть будет наложен административный штраф на должностное лицо в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного «вмененщиком» с невыдачей документа об оплате при наличии требования покупателя (налогоплательщиком, оказавшим услуги, при невыдаче БСО), но не менее 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с таким нарушением, но не менее 30 тыс. руб.

Если нарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, будет совершено повторно и сумма расчета составит не менее 1 млн руб., то должностное лицо получит дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц будет применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При меньшей сумме расчета за повторное нарушение будет наложен штраф в том же размере, как и за совершенное впервые.