Карина Кассис, аналитик Synerdocs

В бизнес-кругах все чаще можно услышать разговоры о том, что в судах стало возможно использовать электронные документы. И это нормально, учитывая ту частоту, с которой бухгалтерские документы «участвуют» в судебных разбирательствах.

Норма, регулирующая применение в арбитражных судах документов, созданных с помощью средств компьютерной обработки информации, появилась в Арбитражном процессуальном кодексе в 2002 году. С тех пор минуло 13 лет, но поправки, которые были внесены в норму за это время, не изменили ее суть (ч. 3 ст. 75 АПК РФ). Арбитражный суд по-прежнему продолжает принимать электронные документы, расценивая их в качестве письменных доказательств. К тому же в марте 2015 года вышел Федеральный закон № 41-ФЗ, в соответствии с которым электронные документы были приравнены к полноправным «участникам» судопроизводства – арбитражного, уголовного и гражданского.

Согласно данному закону для российских судах стал доступен целый список электронных документов:

  • исполнительный лист,
  • копия приговора,
  • постановление по делу об административном правонарушении,
  • копия судебного постановления.

Но есть одно условие: на каждом из них должна стоять квалифицированная электронная подпись ответственного лица. Остальные документы, которые суд теперь принимает в электронной форме (объяснения, ходатайства, отводы, жалобы), разрешено подписывать тем видом электронной подписи, который определен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Кстати, с популяризацией электронных документов в российских судах у приставов-исполнителей прибавилось работы. Теперь они отвечают еще и за то, чтобы распечатывать электронные документы, если те требуется представить еще и на бумажном носителе.

Стоит отметить, что по сравнению с другими судами арбитражные суды в России – первопроходцы в плане технического оснащения. И доказательства этого встречаются на практике.

Арбитражный процесс на электронный манер

Теперь перейдем к практике. Как вы знаете, судебный процесс инициирует истец, направляя в суд исковое заявление. Сегодня он может сделать это прямо в интернете, подав электронный иск через сервис «Мой арбитр» (ч. 1 ст. 125 АПК РФ). Все бумажные документы, которые истец также намеревается представить в суд, он может приложить в электронной форме, предварительно отсканировав бумажные экземпляры. Сканы прикладываются к заявлению в формате pdf в соответствии с порядком, установленным Президиумом Верховного Суда РФ от 05.11.2014.

После того как иск бывает принят к производству, стартует подготовка к судебному разбирательству. Судья предлагает истцу и ответчику представить имеющиеся доказательства, делает вывод о необходимости дополнительных доказательств, а также принимает решение об обязательности экспертизы. На этом этапе мы имеем полное право воспользоваться статьей 75 АПК и представить письменные доказательства в электронном виде. Но есть один подводный камень. Ввиду особенностей работы судов без бумаги все равно не обойтись и документы-доказательства все равно придется распечатывать.

Но в теории этого делать не нужно, ведь суды должны располагать всеми необходимыми техническими средствами для просмотра электронных доказательств. Так, если арбитражный суд имеет в своем распоряжении компьютер с необходимым программным обеспечением (например, просмотрщик таких файлов, как .xml, .pdf, .doc и др.), криптографические средства для работы с электронными подписями, порядок работы строится по простой схеме:

  1. ЭД выгружаются из сервиса обмена вместе с файлами ЭП.
  2. Содержимое записывается на съемный носитель и далее передается в суд.
  3. При необходимости к документам прикладывается дополнительная информация: скриншоты системы, квитанции, служебные документы, формируемые в сервисе оператора ЭДО.

В самом крайнем случае, за неимением у суда необходимой техники, можно принести свою. Однако шансы, что работники суда захотят работать в таком режиме, ничтожно малы, так как для них подобный порядок непривычен. К этому стоит добавить еще и то, что доказательства, проходящие по делу, необходимо «подшивать» в него. Сами понимаете, без бумаги здесь не обойтись.

Что происходит на практике? Участники судебного процесса представляют электронные доказательства на съемных носителях, после чего специалисты суда сами снимают копии, если те им необходимы для работы.

И еще несколько важных моментов. В случае если вы представляете в суд копии – на бумаге или в виде сканов, суд вправе истребовать у вас оригиналы документов (ч. 3 ст. 75 АПК РФ). Плюс не забывайте о такой возможности, как присутствие на заседании с помощью средств видеоконференц-связи. При необходимости этим могут воспользоваться все участники арбитражного судопроизводства (ч. 1 ст. 136 и ч. 1 ст. 153.1 АПК РФ).

Электронные документы – инициаторы перемен

В преддверии 2015 года в Госдуму РФ поступил очередной проект закона, в соответствии с которым предлагается внести поправки в ряд процессуальных кодексов, тем самым расширив применимость электронных документов в суде. Уже в апреле 2015 года законопроект был утвержден депутатами в первом чтении. По плану закон должен вступить в силу в начале 2016 года. А пока предполагается оборудовать рабочие места судей техническими средствами: компьютерами со специализированным ПО, сертификатами электронных подписей и др.

По сообщению председателя Московского городского суда Ольги Егоровой, опубликованном в конце апреля 2015 года, система электронного правосудия должна заработать во всех судах города Москвы уже к концу 2016 года. По ее словам, работа по внедрению электронного правосудия идет полным ходом. Уже есть много интересных задумок.

Двигатель автоматизации судов

Бытует мнение, что внедрение электронного правосудия не случайно началось именно сейчас. По словам специалистов, автоматизация российских судов должна повлиять на положение нашей страны в престижном рейтинге Всемирного банка Doing Business. Рейтинг основан на 11 показателях и оценивает условия ведения бизнеса в 189 государствах нашей планеты. Как считают сами организаторы рейтинга, наличие в стране электронного правосудия упрощает предпринимателям их профессиональную деятельность.

Тем временем мы помним, что своим указом от 2012 г. президент РФ Владимир Путин поставил задачу поднять до 2018 года позиции страны в рейтинге до 20-го места. С момента выхода указа минуло три года, результаты уже впечатляют – нам удалось продвинуться на 30 позиций вперед. Каким образом? В большей степени на улучшение позиций повлияла смена методики подсчета показателей. На данный момент Россия находится на 62ой строчке рейтинга. У нас есть еще три года, чтобы добиться намеченных президентом показателей. Интересно, как глубоко благодаря мировому рейтингу проникнет электронный документ в сферу бизнеса.