Источник: "КонсультантПлюс"

Ежедневно суды принимают большое количество решений по налоговым вопросам хозяйственной деятельности организаций и предпринимателей. Отследить их все довольно сложно, однако для того чтобы принять верное решение, необходимо знать тенденции разрешения спорных ситуаций.

Настоящая рассылка предназначена для всех, кто несет ответственность за финансово-хозяйственную деятельность (заключение договоров, ведение учета, сдача отчетности). В ней собраны судебные решения по неоднозначным с точки зрения налогов ситуациям. К каждой подобной ситуации приводятся сведения о наличии или отсутствии аналогичной судебной практики и разъяснений контролирующих органов.

 

Учредитель управления вправе принять к вычету НДС в отношении товаров (работ), приобретенных не по договору доверительного управления

Затраты на осуществляемые по договору подряда проектные работы, которые связаны с освоением природных ресурсов, можно единовременно учесть в прочих расходах

Административный штраф не включается в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам

 

Учредитель управления вправе принять к вычету НДС в отношении товаров (работ), приобретенных не по договору доверительного управления

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2014 N А26-600/2013)

Организация передала в доверительное управление гостиничный комплекс. Она поручила доверительному управляющему приобрести товары и работы, необходимые для ремонта, реконструкции, доукомплектования указанного недвижимого имущества. Предъявленные продавцами и подрядчиками суммы НДС компания приняла к вычету. Налоговый орган счел такие действия неправомерными и отказал в возмещении налога в соответствующей части. Он сослался на то, что в данной ситуации право на вычет имеет не учредитель управления, а доверительный управляющий. Не согласившись с этим, организация обратилась в суд.

Суды трех инстанций поддержали позицию налогоплательщика. Они отметили, что в силу абз. 2 п. 1 ст. 174.1 НК РФ при совершении операций в соответствии с договором доверительного управления на управляющего возлагаются обязанности плательщика НДС. Следовательно, он может применить налоговый вычет. Однако в данном случае работы и товары, по которым заявлены вычеты, приобретались не по договору доверительного управления, а согласно договору поручения. Соответственно, упомянутая норма не применяется. При этом ст. 174.1 НК РФ не запрещает учредителю управления заявлять налоговый вычет, если имеются основания, определенные Налоговым кодексом РФ. Поскольку товары и работы, приобретаемые для осуществления облагаемых НДС операций, отражались в учете и счета-фактуры оформлялись надлежащим образом, суды пришли к выводу о соблюдении организацией установленных подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ условий, которые необходимы для применения вычета. Таким образом, суды признали право учредителя управления принять к вычету спорные суммы НДС.

Тенденция вопроса
ФАС Поволжского округа в Постановлении от 18.12.2012 N А57-11/2012 также указал, что учредитель управления может заявить к вычету НДС по ремонтным работам, проведенным на основании дополнительного соглашения к договору доверительного управления. В Постановлении ФАС Центрального округа от 28.06.2013 N А62-4928/2012 отражен аналогичный подход: доверительный управляющий не вправе применять вычет по сделкам, не соответствующим целям доверительного управления.

 

Затраты на осуществляемые по договору подряда проектные работы, которые связаны с освоением природных ресурсов, можно единовременно учесть в прочих расходах

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.01.2014 N А74-1509/2013)

Организация заключила с контрагентом подрядный договор на выполнение проектных работ, которые включали в себя оценку перспективности месторождения и направлений его дальнейшей разработки, а также экономический анализ подобной разработки. Инспекция посчитала затраты, понесенные в рамках этого соглашения, расходами на освоение природных ресурсов. Данные расходы в силу ст. 261 НК РФ должны учитываться равными долями в течение 12 месяцев. Однако ФАС Восточно-Сибирского округа признал за налогоплательщиком право единовременно учесть оплату работы подрядчика как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Суд отметил, что разработка технической документации и экономические расчеты могут быть квалифицированы как технические консультационные услуги. Следовательно, соответствующие затраты включаются в базу по налогу на прибыль в отчетном периоде их несения на основании подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на консультационные услуги либо на основании подп. 49 указанного пункта как иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Тенденция вопроса
Аналогичной судебной практики на уровне судов кассационной инстанции нет.

Следует обратить внимание, что, например, ФАС Московского округа признал за налогоплательщиком право единовременно учесть затраты на подрядные работы по бурению поисково-разведочных скважин как расходы на информационные, консультационные и иные аналогичные услуги. Поскольку целью таких работ являлось получение информации и подготовка документации, налогоплательщик не обязан списывать соответствующие затраты путем начисления амортизации (Постановление от 04.07.2012 N А40-58480/11-140-255).

 

Административный штраф не включается в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.01.2014 N А33-8422/2013)

Налоговый орган по запросу организации выдал справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. В числе прочего документ содержал сведения о задолженности по уплате административного штрафа за нарушение правил применения контрольно-кассовой техники. Компания сочла, что эта информация не должна включаться в справку, и обратилась в суд с требованием о признании действий инспекции незаконными. Суды позицию налогоплательщика поддержали.

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы по запросу налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) должны предоставлять справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Ее форма и порядок заполнения утверждены Приказом ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-12/39@. Согласно п. 1 данного порядка справка учитывает информацию обо всех налогах, сборах, пенях, штрафах, процентах, уплачиваемых организацией. Однако, как отметили суды, в ней должны отражаться только те суммы, которые возникают из правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Поскольку административный штраф не приравнивается к платежам, перечисляемым в бюджет в порядке исполнения обязанностей налогоплательщика, суды пришли к выводу, что задолженность по его уплате не должна включаться в справку о состоянии расчетов с бюджетом.

Тенденция вопроса
Аналогичный вывод содержится в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2011 N А56-7181/2011, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 N А12-3670/2011.