Иванова И. И., аудитор

Журнал «Учет в сфере образования» № 6, июнь 2010 г.

Согласно нормам Бюджетного кодекса РФ, деньги, полученные при оказании платных услуг, но направленные на уставную деятельность учреждения, признаются бюджетными средствами. Однако данный факт не освобождает учреждение от исчисления и уплаты НДС. Это подтверждает арбитражная практика (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 января 2010 г. по делу № А56-24676/2009).

Суть спора

Учреждение не стало платить НДС со средств, полученных в рамках внебюджетной деятельности. Аргументы были такие: поступления от оказанных платных услуг были направлены на основную (уставную) деятельность. Поэтому они считаются бюджетными средствами. Основание - пункт 2 статьи 42, пункт 3 статьи 161, пункт 1 статьи 232 и статьи 242 Бюджетного кодекса РФ. Более того, платные формы деятельности для бюджетных учреждений не рассматриваются в качестве предпринимательской, если доход от них реинвестируется в уставную деятельность учреждения (ст. 143 и 246 Бюджетного кодекса РФ). Значит, некоммерческая организация в этом случае не признается плательщиком НДС.

Что решили судьи

Арбитры не поддержали учреждение и приняли сторону налоговиков. При этом они исходили из того, что в рассматриваемом случае операции по реализации товаров (работ и услуг) действительно имели место. Причем этот факт учреждение не оспаривало. Доказывает это представленная учреждением декларация по НДС.

По общему правилу объектом обложения НДС признаются в том числе операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Статьей 143 Налогового кодекса РФ не предусмотрены какие-либо исключения для некоммерческих организаций. Поэтому суд пришел к выводу, что бюджетные учреждения, входящие в состав некоммерческих организаций, также являются плательщиками НДС. Следовательно, обязаны исчислять и уплачивать НДС, формировать и сдавать отчетность.

А вот ссылки на нормы Бюджетного кодекса РФ, которые были приведены учреждением, отклонены судом как не относящиеся к существу рассматриваемого спора.

Так, например, статья 42 Бюджетного кодекса РФ определяет, какие виды доходов относятся к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (причем пункта 2 в данной статье нет вовсе). А статья 242 Бюджетного кодекса РФ содержит предписания органам Федерального казначейства по распределению поступлений отчетного финансового года между бюджетами. То есть данные нормы к системе налогообложения никак не относятся.

Выводы

Действительно, бюджетные учреждения, которые осуществляют операции, облагаемые НДС, признаются плательщиками данного налога. Исключений для таких случаев в статье 149 Налогового кодекса РФ не предусмотрено. Поэтому требования налоговой инспекции о взыскании задолженности по НДС и пеней подлежат удовлетворению при соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.

Дополнительно отметим, что в постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П Конституционный суд отметил следующее. Если учреждение ведет помимо основной (бюджетной) деятельности еще и коммерческую, то, согласно положениям Налогового кодекса РФ, оно признается плательщиком налога на прибыль.

И хотя поступления от оказания платных услуг действительно причисляют к неналоговым доходам бюджета, таковыми они считаются только после уплаты соответствующих налогов и сборов, предусмотренных законодательством (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ). Об этом также следует помнить.