Автор: Юлия Лялюцкая, адвокат

Адвокатское бюро г. Москвы "Щеглов и Партнеры"

Сегодня сограждан больше волнует покупка гречки и туалетной бумаги. Но развивающаяся общемировая тенденция борьбы с коронавирусом COVID-19 уже поставила перед бизнесом вопросы более серьезные, чем банальная нажива на медицинских масках и антисептиках для рук.

На кого ляжет бремя ответственности за отказ от договора, кто возместит убытки, вызванные отменами конференций, концертов, гастролей, массовыми отказами туристов от приобретенных туров?

Каждый, кто заранее планирует свой год, настороженно смотрит в календарь. Полечу ли я на конференцию в мае? Состоится ли турне в Болгарию у ребенка? Стоит ли оплачивать оставшуюся стоимость забронированной на лето путевки?

Цифры, сводки, ожидания…

Каждый день корпорации начинают с анализа сводок о количестве заболевших и изолированных в связи с подозрениями на вирус, а также с изучения очередных вводимых правительствами мер. Их цель: обеспечить своевременное закрытие офисов в разных странах, контролировать исполнение своих договорных обязательств и пытаться предотвратить существенный ущерб.

Хоть раз в день каждый руководитель да задал вопрос своему юристу о возвратах денежных средств и прекращения договорных отношений из-за пандемии.

Под угрозой не только личные планы сотрудников, но и исполнение крупных обязательств и государственных контрактов.

Нельзя не признать, что в России разрешение таких споров в судебном порядке будет целиком и полностью зависеть от многих политических аспектов.

Внешнеторговые контракты

Торгово-промышленная палата РФ, которая собственно и занимается выдачей сертификатов о форс-мажорных обстоятельствах для внешнеторговых контрактов, признает таковыми эпидемии.

При этом, как отметил глава ТПП Сергей Катырин, палата свидетельствует в качестве форс-мажора не саму эпидемию коронавируса COVID-2019 в Китае, а те ограничительные или иные специальные меры, которые принимает правительство на территории России для предотвращения распространения эпидемии, если из-за них российская компания не может выполнить свои контрактные обязательства перед иностранным партнером (источник: https://www.kommersant.ru/doc/4283265 ).

Как отмечают многие крупные производители, зачастую иностранные поставщики сами признают сложившуюся ситуацию форс-мажором и направляют соответствующие извещения.

Государственные контракты

По сведениям газеты Коммерсантъ в части исполнения государственных контрактов проблемы, вызванные коронавирусом, также могут быть признаны форс-мажорными обстоятельствами.

По большей части, это как раз задержки исполнения, вызванные срывом сроков внешнеторговых сделок.

К сожалению, исполнители госконтрактов – та слабая сторона, на которую ложится практически вся ответственность за любые нарушения.

Какие бы возможности продления и/или изменения сроков исполнения государственных контрактов не декларировались сейчас в прессе, единственное, что может реально защитить исполнителя от штрафных санкций, - уведомление от заказчика о признании ситуации обстоятельством непреодолимой силы или же дополнительное соглашение об изменении сроков исполнения обязательств.

Договорные отношения

Что касается основной массы договоров – классических внутренних договоров, заключенных на основании принципов свободы договора и равноправия сторон, то условия о форс-мажоре в них¸ пожалуй, одни из самых стандартных.

И редкий юрист может похвастаться практикой реального применения таких условий договора. Более того, будем честны: не всякий форс-мажор, прописанный сторонами, будет признан таковым судом.

Наличие или отсутствие обстоятельств непреодолимой силы в каждом случае устанавливается судом исходя из комплексной оценки ситуации.

Согласно устоявшейся практике, для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

На время введения чрезвычайной ситуации (если таковое произойдет) доказать это не составит труда. К сожалению, очевидно, что время чрезвычайной ситуации не покроет всё время простоя производств, организаций, оказывающих услуги, перевозчиков, отелей.

В этом случае вопрос успешного разрешения дела будет целиком и полностью зависеть от той доказательной базы, которую соберет адвокат.

Другие пути

Помимо классического условия о форс-мажоре, гражданское законодательство предлагает нам возможность отказаться от исполнения договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ) и в связи с невозможностью его исполнения (ст.ст. 416, 417 ГК РФ). И каждая норма предполагает свой объем доказывания.

Касательно существенного изменения обстоятельств надо отменить, что в 2014 года позиции теоретиков и практиков (читай – судов) существенно разошлись в части трактовки этой нормы. Так, российские суды повсеместно отказывали в расторжении договора со ссылкой на эту норму в связи с существенным изменением курса доллара и евро.

По сути, каждая из описанных норм может быть применена и для споров из госконтрактов, и для разрешения конфликтов из обычных договорных отношений.

Как сформировать линию судебной защиты, определит адвокат после изучения всех документов по делу. При этом досудебную и претензионную работу лучше начинать уже сейчас, когда очевидно что своевременное исполнение обязательств под угрозой срыва.

Успешное использование одного из указанных инструментов заказчику или покупателю позволит требовать возврата уплаченного аванса за вычетом реально понесенных исполнителем расходов.

Исполнитель (продавец) в свою очередь сможет доказать, что просрочка исполнения допущена без вины с его стороны, что позволит исключить применения к нему договорных санкций.

Потребительские договоры

Среди всего объема договорных отношений хочется выделить отдельный пул обязательств: потребительские договоры. К сожалению, из-за сравнительно невысокой стоимости услуг и работ по таким договорам, потребители редко обращаются за защитой нарушенных прав к адвокатам.

Недобросовестные предприниматели, в свою очередь, спокойно пользуются этим, отказываясь возвращать уплаченный аванс. Более того, даже инициированная судебная тяжба может не обеспечить потребителю законных выплат: нередки случаи, когда к моменту взыскания ни имущества, ни денежных средств у должника нет.

Однако, даже в случае небольшого размера спорной суммы, разумным будет обратиться за профессиональной консультацией. В ходе консультации адвокат поможет потребителю сформировать свою позицию для общения с контрагентом и подготовить письменную претензию.