Компания ГАРАНТ

Некоммерческая организация (политическая партия) по договору безвозмездного пользования, заключенному с администрацией муниципального образования, пользуется муниципальным имуществом (помещением). Это помещение не закреплено за каким-либо муниципальным предприятием или учреждением и используется только для ведения уставной деятельности организации.
Возникает ли у организации обязанность по уплате налогов и каких?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В связи с тем, что некоммерческая организация безвозмездно пользуется муниципальным имуществом (помещением) у нее не возникает обязанности по уплате налога на прибыль, если договор с администрацией местного самоуправления заключен на основании решения органа местного самоуправления. В противном случае доходы в виде безвозмездно полученного права пользования помещением облагаются в общем порядке.

Обязанности по уплате НДС и налога на имущество у организации нет.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Таким образом, получая имущество по договору безвозмездного пользования (договору ссуды), организация безвозмездно получает право пользования имуществом. Для целей налогообложения такое право является безвозмездно полученным имущественным правом.

Налог на прибыль

Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученных имущественных прав облагаются налогом на прибыль, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

Поступления в пользу некоммерческой организации, которые не признаются налогооблагаемым доходом, перечислены в п. 2 ст. 251 НК РФ. Безвозмездное получение в пользование муниципального имущества по договору в данном перечне прямо не называется.

Однако с 1 января 2010 года некоммерческие организации (в том числе и политические партии) не включают в налоговую базу целевые поступления на содержание и ведение уставной деятельности, произведённые по решениям госорганов и государственных внебюджетных фондов, а также аналогичные поступления от организаций и (или) физических лиц при условии целевого использования этих средств и ведения раздельного учёта (п. 2 ст. 251 НК РФ) (письмо Минфина РФ от 26.03.2010 N 03-03-06/4/34).

Во вновь введенном подпункте 16 п. 2 ст. 251 НК РФ сказано, что не облагаются налогом на прибыль имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные некоммерческими организациями для ведения ими уставной деятельности по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Данная льгота по налогу на прибыль, так же как и льгота по НДС, распространяется на публичное имущество, не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями.

Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. При этом от имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления (п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ). Таким образом, именно в соответствии с решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления публичное имущество передается в безвозмездное пользование (однако это не относится к публичному имуществу, закрепленному на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями).

Таким образом, условием, дающем право на льготу, является наличие изданного органом местного самоуправления решения (нормативного документа) о передаче имущества в безвозмездное пользование организации.

В вопросе сказано, что некоммерческая организация пользуется помещением, находящимся в муниципальной собственности, по договору, заключенному с администрацией местного самоуправления. Предполагается, что исполнительный орган администрации действует во исполнение соответствующего решения данного муниципального образования. Поэтому если помимо указанного договора есть решение органа местного самоуправления о передаче помещения и договор заключен на основании этого решения, то, по нашему мнению, условие для пользования льготой выполняется и у некоммерческой организации не возникает обязанности по исчислению налога на прибыль.

Налог на добавленную стоимость

По общему правилу безвозмездная передача права пользования имуществом является объектом по НДС (ст.ст. 146, 39 НК РФ), причем исчисление и уплата НДС - это обязанность лица, предоставившего такое имущество. Однако при передаче государственного или муниципального имущества действует особый порядок расчетов по этому налогу. Если оно предоставлено органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления, то НДС должен рассчитывать и перечислять в бюджет получатель имущества, который в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ признается налоговым агентом.

Вместе с этим пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ исключает из числа объектов налогообложения по НДС передачу государственного или муниципального имущества в безвозмездное пользование, если такое имущество передано некоммерческой организации на осуществление ее уставной деятельности. При этом необходимо, чтобы имущество не было закреплено за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями и составляло казну РФ, республики в составе РФ, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа или в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Таким образом, если некоммерческая организация получила имущество, отвечающее приведенному условию, и использует его только для ведения своей уставной деятельности, она не является налоговым агентом по НДС.

Поскольку переданное Вашей организации помещение за каким-либо муниципальным предприятием или учреждением не закреплено, договор заключен с администрацией муниципального образования, у организации не возникает обязанности начислять и платить НДС. Ведь в Вашем случае передача муниципального имущества не облагается НДС.

По данному вопросу также рекомендуем ознакомиться с публикацией специалиста Минфина России в журнале "Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2010 год.

Налог на имущество

Плательщиками налога на имущество являются организации, владеющие имуществом, которое в силу ст. 374 НК РФ облагается указанным налогом (ст. 373 НК РФ). Для российской организации объектом налогообложения признается имущество, которое учтено у нее на балансе в качестве основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Помещение, о котором идет речь в вопросе, не принадлежит Вашей организации на праве собственности. Поэтому на балансовых счетах, предназначенных для учета основных средств, она это помещение не отражает. По правилам ведения бухгалтерского учета на балансовых счетах, предназначенных для учета основных средств, отражаются только объекты, находящиеся в собственности организации. Следовательно, у некоммерческой организации не возникает каких-либо обязанностей по налогу на имущество в связи с пользованием помещением. Правильность этого вывода подтверждается разъяснениями Минфина России, приведенными в письме от 21.12.2009 N 03-05-05-02/86.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Косей Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав

22 июля 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.