Автор: А. Нужин

Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение" № 4/2016

Для продуктов питания изготовители устанавливают определенные сроки годности – периоды, по истечении которых товар считается непригодным для использования по назначению (п. 4 ст. 5 Закона о защите прав потребителей[1]). Поэтому если в учреждении имеются продукты питания, то всегда есть вероятность, что они не будут использованы в отведенные производителем сроки либо будут нарушены условия их хранения, что приведет к порче продуктов. В настоящей статье мы рассмотрим порядок списания испорченных продуктов в столовых воинских частей.

Порядок списания просроченных продуктов питания рекомендуется оформить в виде приложения к учетной политике учреждения. В нем следует детально прописать правила как самого списания, так и его документального оформления.

Прежде всего, в случае обнаружения испорченных продуктов, необходимо провести инвентаризацию. Данный вывод следует из п. 1.5 Методических указаний № 49[2]. Затем нужно установить причину порчи продуктов, от этого будет зависеть отражение операций в бухгалтерском учете. Рассмотрим их ниже.

Если потери от порчи продуктов находятся в пределах норм естественной убыли

В целях правильной квалификации данной ситуации напомним, что в силу Методических рекомендаций № 95[3] под естественной убылью продуктов питания нужно понимать потерю, то есть уменьшение массы, товаров при сохранении их качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами, являющуюся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров.

В соответствии с положениями данного документа норма естественной убыли определяется:

  • при хранении (за время хранения) – путем сопоставления массы товара с массой, фактически принятой на хранение;
  • при транспортировке – путем сопоставления массы товара, указанной отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с массой товара, фактически принятой получателем.

Для справки

Разработка и утверждение норм естественной убыли продуктов питания при их хранении и транспортировке осуществляются Минпромторгом (Постановление Правительства РФ от 12.11.2002 № 814).

В случае если по результатам инвентаризации выявлена порча продуктов питания в пределах норм естественной убыли, такие потери списываются на расходы текущего финансового года на основании распоряжения (приказа) руководителя учреждения. Стоимость списываемых продуктов определяется в зависимости от метода их оценки, закрепленного в учетной политике: по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости.

Следует добавить, что убыль продуктов в пределах установленных норм подсчитывается после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. При отсутствии утвержденных норм любая убыль рассматривается как недостача (п. 5.1 Методических указаний № 49).

Пример 1

На складе воинской части, расположенной на территории, относящейся ко второй климатической группе, обнаружилась порча капусты белокочанной в количестве 0,350 кг. (срок хранения – с августа по декабрь). Учетная цена капусты – 12 руб. за 1 кг.

Рассчитаем норму естественной убыли.

Как установлено в разд. XLIV Норм естественной убыли[4], норма убыли для капусты белокочанной поздней составляет: осенью – 0,56%; зимой – 0,38%; весной – 0,8%; летом – 0,87%.

В нашем примере норма естественной убыли – 0,98% (0,56% + 0,87% / 3 мес. x 1 мес. + 0,38% / 3 мес. x 1 мес.). Таким образом, норма естественной убыли равна 0,353 кг (0,98% x 36 кг). Соответственно, учреждению необходимо списать расходы в сумме 4,24 руб. (0,353 кг x 12 руб.).

В бухгалтерском учете согласно п. 26 Инструкции № 162н[5] данная операция отражена следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана вследствие порчи капуста на складе воинской части в пределах норм естественной убыли

 

1 401 20 272

 

1 105 32 440

 

4,24

Если порча продуктов произошла в результате форс-мажорных обстоятельств

Решение о списании продуктов рекомендуется принимать комиссионно и подкрепить его справками от чрезвычайных служб (пожарные, МЧС и пр.).

Испорченные продукты, в соответствии с п. 113 Инструкции № 157н[6], списываются на чрезвычайные расходы по фактической стоимости единицы или по средней стоимости (в зависимости от метода, установленного учетной политикой) на основании распоряжения (приказа) руководителя учреждения.

Пример 2

В результате удара молнии в трансформаторную подстанцию отключилось питание холодильной установки на складе воинской части, что привело к порче молочных продуктов на сумму 125 000 руб.

В бухгалтерском учете сделана следующая запись (п. 26 Инструкции № 162н):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списаны продукты питания, испорченные в результате стихийного бедствия

1 401 20 273

1 105 32 440

125 000

Если порча продуктов произошла по вине материально ответственного лица

Для рассмотрения дела и определения степени вины материально ответственного лица необходимо создать комиссию. В случае установления последней вины сотрудника ущерб от недостачи имущества надо отразить на счете 209 00 «Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам».

При определении размера ущерба, причиненного недостачей, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Согласно п. 220 Инструкции № 157н текущая восстановительная стоимость – это сумма средств, которая необходима, чтобы восстановить (купить) испорченное имущество. Стоимость испорченного имущества списывается на финансовые результаты учреждения (п. 112 данной инструкции).

Пример 3

На кухне столовой воинской части обнаружена порча сыра «Российский» (40%) в количестве 2,7 кг. Сыр был приобретен по цене 250 руб. за 1 кг. Норма естественной убыли составила 1,74 кг.

Рассчитаем сумму недостачи, относимую на виновное лицо.

Предположим, что восстановительная стоимость равна цене приобретения сыра. Сумма недостачи, относимая на виновное лицо, составит 240 руб. ((2,7 кг - 1,74 кг) x 250 руб.).

В бухгалтерском учете сделаны следующие записи (п. 26 Инструкции № 162н):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Списан сыр «Российский» в пределах норм естественной убыли

(1,74 кг x 250 руб.)

1 401 20 272

1 105 32 440

435

Списан сыр «Российский» сверх норм естественной убыли

1 401 10 172

1 105 32 440

240

Отражена сумма недостачи, относимая на виновное лицо (по восстановительной стоимости)

1 209 74 560

1 401 10 172

240

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них причиненного ущерба

В данной ситуации сумма ущерба также списывается на финансовые результаты учреждения. Документами, подтверждающими невозможность взыскания ущерба с материально ответственного лица, могут быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц. (п. 5.2 Методических указаний № 49).

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражена сумма испорченных продуктов питания (по восстановительной стоимости)

1 209 74 560

1 401 10 172

Списана с баланса сумма испорченных продуктов питания в связи с отказом суда во взыскании ущерба

1 401 10 172

1 209 74 660

Списана с балансового учета сумма недостачи в связи с приостановлением предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным

1 401 10 173

1 209 74 660

* * *

В заключение следует добавить, что для документального оформления списания испорченных продуктов во всех перечисленных случаях необходимо использовать акт о списании материальных запасов (ф. 0504230)[7] и акт об утилизации испорченных продуктов (уничтожении).

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием продуктов питания и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).


[1] Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

[2] Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

[3] Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2003 № 95.

[4] Приказ Минпромторга РФ от 01.03.2013 № 252 «Об утверждении Норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания».

[5] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[6] Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

[7] Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».