Эстеркина Наталия Борисовна, НОУ "Центр индивидуального образования"

Для правильного формирования расходов определяющими нормативными документами являются:

  1. Для целей БУ – Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ( ПБУ 10/99)
  2. Для целей налогового учета – глава 25 НК РФ.

Формирование себестоимости продукции ( работ, услуг), расходов на продажу в бухгалтерском учете

В процессе производства используются основные и оборотные средства, а так же труд работника. Все затраты материальных трудовых ресурсов образуют издержки производства.

Различают производственную себестоимость и полную фактическую себестоимость.

Производственная себестоимость определяется только производственными затратами:

Счет 20 «Основное производство» применятся предприятиями сферы производства, оказания услуг, выполнения работ для учета прямых затрат по выпуску продукции, выполнению работ, оказанию услуг, они могут быть непосредственно включены в себестоимость конкретных видов продукции. Кроме того, на нем обобщается информация о расходах вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства и потери от брака.

Счёт 23 «Вспомогательное производство» применяется для учета затрат подразделений, вспомогательных (подсобных) по отношению к основному производству: обслуживание различными видами энергии, паром, газом, воздухом и др., транспортное обслуживание, ремонт основных средств, изготовление инструментов, штампов, запчастей, изготовление строительных деталей и конструкций, сушку и консервирование с/продукции и т.д.

Счет 25 «Общепроизводственные затраты» применяется для учета затрат, связанных с расходами по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации, в частности: с содержанием производственных помещений, оборудования, рабочих мест, их ремонтом, охраной труда и техникой безопасности, с амортизацией цеха, подъездных путей к цеху, расходами на отопление, освещение и содержанием помещения, с расходами на обеспечение сотрудников инвентарем, инструментом, спецодеждой, спецпитанием, с расходами по арендной плате за помещение, машины и оборудование, используемое производстве.

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» применяется для учета затрат административно-управленческого аппарата (офиса), амортизационных отчислений, расходов на ремонт основных средств управленческого назначения, а так же отражения затрат на информационные, консультационные, аудиторские услуги.

Выпущенную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги)  организация может оценить по полной себестоимости, или по сокращенной ( неполной) себестоимости. Выбранный вами вариант должен быть зафиксирован в учетной политике.

Пример:

Формирование производственной себестоимости в ООО «Хоттабыч». Организация производит два вида продукции –   диван угловой Панда -2 и диван Кармен. В течении месяца февраль 2013 года было произведено:

Диван угловой Панда -2 – 100 шт.

Диван Кармен – 60 шт.

1 вариант расчета: полная фактическая себестоимость.

Операции, связанные с расходами на изготовление двух видов продукции:

Расходы

Д

К

сумма

  1. Материалы переданы в основное производство

 

20

10

600 000

  1. Материалы переданы в произвоство на оизотовление углового дивана Панда – 2

20 «Панда 2»

10

150 000

  1. Материалы переданы в основное производство на изготовления дивана кармен

20 »Кармен»

10

450 000

4.Переданы матеиалы на управленческие нужды

26

10

  1. 000

5.Начислена зарплата рабочим основного производства

20

70

105 000

6. Начислена зарплата рабочим основного производства на изготовление дивана
Панда 2

20 «Панда 2»

70

 56 000

7. Начислена зарплата рабочим основного производства на изготовление дивана Кармен

20 « Кармен»

70

49 000

8.начислена зарплата управленческого персонала

26

70

100 000

9. Отчисления на социальные нужды с з/платы рабочих основного производства

20

69

31 710

10. Отчисления на социальны нужды рабочих основного производства на изготовление дивана Панда 2

20 «панда 2»

69

16 912

11. Отчисления на социальны нужды рабочих основного производства на изготовление дивана Кармен

20 «Кармен»

69

14 798

12. Отчисления на социальные нужды с з/пл работников управленческого персонала

26

69

30 200

13. начислена амортизация по основным средствам основного производства

20

02

23 000

14. начислена амортизация по основным средствам основного производства, использ. Непосредственно при изготовлении дивана панда2

20 «Панда 2»

02

13 000

15. начислена амортизация по основным средствам основного производства, использ. Непосредственно при изготовлении дивана  Кармен

20 «Кармен»

02

10 000

16. начислена амортизация по основным средствам, испозуемых в общепроизводственном назначении

25

02

6 000

17. Начислена амортизация по основным средствам, используемых в аппарате управления

26

02

16 500

18. начислена амортизация по патенту для изготовления дивана панда 2

20 «Панда 2»

05

3 100

19. начислена амортизация по нематериальному активу, используемому в общехозяйственной деятельности

26

05

4 970

20.начислены консультационные и аудиторские услуги

26

60

19 000

21. начислено поставщикам за электроэнергию, отпущенную в цех основного производства

25

60

10 000

22. Начислено поставщикам за электроэнергию, отпущенную в офисное помещение

26

60

15 300

23. Общепроизводственные расходы распределены  и списаны пропорционально всем основным затратам на производство:
На угловой диван Панда 2
На диван Кармен

20 «Панда 2»

 

 

20 «Кармен»

25

 

 

25

Расчет

 

 

Расчет

24. Общехозяйственные расходы распределены и списаны пропорционально всем основным затратам на производство
На угловой диван Панда 2
На диван Кармен

20 «Панда 2»

 

 

20 «Кармен»

26

 

 

26

Расчет

25. Оприходована  на склад готовая продукция по фактической себестоимости
Угловой диван Панда 2
Диван Карме

43 «Панда 2»

 

43 «Кармен»

20 «Панда 2»

 

20 «Кармен»

Расчет

Себестоимость за единицу Углового дивана Панда 2

 


 


расчет

Себестоимость за единицу дивана Кармен

 


 


расчет

 Алгоритм решения:

1. Распределяем счет 25 по видам продукции.

Для этого подсчитаем дебетовый оборот сч.20,
Дебетовый оборот сч. 20 «Панда 2»,
Дебетовый оборот сч.20 «Кармен».

2. Найдем удельный вес затрат на угловой диван Панда 2 в общих затратах, и удельный вес дивана Кармен в общих затратах

3. Распределяем сч. 26 (аналогично распределению сч. 25)

2 вариант расчета: сокращенная себестоимость

При данном варианте распределяются только общепроизводственные расходы и вспомогательные расходы, а общехозяйственные расходы списываются в дебет сч. 90.8 (метод директ-костинг) в полной сумме, минуя счет 20 «Основное производство».

Этот способ удобен тем организациям, которые не намерены вести бухгалтерский учет обособленно от налогового учета, а исчисляют налог на прибыль по данным бухгалтерского учета с их отдельными корректировками. Для целей налогового учета применяется аналогичный способ учета прочих, в т.ч. управленческих расходов.

Еще применяется счет 44 «Расходы на продажу» - учет расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг.

В состав коммерческих расходов входит:

  1. Расходы на тару и упаковку – Д 44 К 60 – 10 000
  2. Комиссионные посредникам – Д 44 К 76.5 – 6 000
  3. Транспортные расходы – Д 44 К 76.5 – 15 000
  4. Расходы на рекламу - Д 44 К 60- 4 000
  5. Образцы готовой продукции – Д 44 К 41,43- - 1000

Итого расходов на продажу – 10 000+6 000+15 000+4 000+1 000=36 000

Можно в конце месяца списывать счет 44 на счет финансового результата 90.7 в общей сумме. Можно списывать не полностью, а распределить.

Если не весь товар был реализован (продан), то списывать счет 44 можно только по проданным товарам.
Транспортные расходы списываются только по проданным товарам. Расходы типа рекламы, образцы не распределяются по проданным товарам а списываются в конце месяца на счет финансового результата 90.7.

Расчет суммы издержек обращения на остаток товаров.

№ п/п

Операция

Сумма

1.

Транспортные расходы на начало месяца

1 000

2.

Транспортные расходы за месяц

15 000

3.

Себестоимость проданных товаров

180 000

4.

Остаток товара на конец месяца

20 000

5.

Средний процент издержек обращения к сумме реализованных и оставшихся товаров

1000+15000/*(180000+20000)*100
=8

6.

Сумма указанных издержек обращения, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца

20 000*8/100
= 1 600

7.

Сумма издержек обращения подлежащая списанию по проданным товарам

1 000+ 15000-1600=
14 400