Компания ГАРАНТ

Организация приобретает электронные билеты для своих сотрудников. По разным причинам билеты возвращаются продавцу. Какими бухгалтерскими записями отражаются данные операции?

Прежде всего хотелось бы отметить, что при возврате неиспользованных проездных документов (билетов) с пассажира взимается сбор, предусмотренный п. 157 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 26.07.2002 N 30.

Подобная норма содержится и в п. 93 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155, согласно которому при добровольном отказе пассажира от полета сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов, сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа не возвращаются. Кроме того, при добровольном отказе пассажира от полета взимается плата за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, и оформлению возврата сумм, предусмотренная условиями применения тарифа.

Следует учитывать, что на сегодняшний день нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат рекомендаций по вопросу отражения в учете операций, связанных с электронными билетами.

Соответственно, и единой методики в настоящее время не разработано. Специалисты предлагают отражать операции несколькими способами.

Так, одна точка зрения заключается в следующем.

Маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), а также электронный проездной документ (билет) на железнодорожном транспорте являются бланками строгой отчетности (п. 2 Приказа Минтранса России от 23.07.2007 N 102 "Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте", п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации", письма Минфина России от 04.06.2010 N 03-03-06/1/38, от 27.07.2010 N 03-03-07/25, от 16.08.2010 N 03-03-07/27). Поэтому электронные билеты могут быть учтены в составе денежных документов.

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция) предусматривает, что на субсчете 50-3 "Денежные документы", открытом к счету 50 "Касса", учитываются, в том числе, и оплаченные авиабилеты. Денежные документы учитываются на данном субсчете в сумме фактических затрат на приобретение.

При этом Инструкция не ставит отражение денежных документов на субсчете "Денежные документы" в зависимость от их формы (на обычном бумажном носителе или в электронном виде).

В таком случае приобретенный электронный авиабилет может быть учтен на субсчете "Денежные документы" в сумме фактических затрат на его приобретение.

В результате операции, связанные с электронными билетами, будут отражаться в учете следующим образом:

Дебет 60 Кредит 51
- организацией оплачены электронные билеты;

Дебет 50, субсчет "Денежные документы" Кредит 60
- электронные билеты учтены в качестве денежных документов;

Дебет 71 Кредит 50, субсчет "Денежные документы"
- билеты выданы подотчетным лицам;

Дебет 50, субсчет "Денежные документы" Кредит 71
- подотчетное лицо возвращает неиспользованный билет;

Дебет 60 Кредит 50, субсчет "Денежные документы"
- билет возвращен продавцу;

Дебет 51 Кредит 60
- продавцом возвращена часть стоимости билета;

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 60
- невозвращенная сумма (удержанный сбор) отнесена на прочие расходы.

Второй вариант отражения операций с электронными билетами заключается в том, что электронные билеты могут учитываться, например, на субсчете "Расчеты за электронные билеты", открытом к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Если организацией будет избран этот способ учета, в бухгалтерском учете могут быть сделаны следующие проводки:

Дебет 60 Кредит 51
- организацией оплачены электронные билеты;

Дебет 76, субсчет "Расчеты за электронные билеты" Кредит 60
- получено подтверждение регистрации в электронной системе перевозчика приобретенных билетов;

Дебет 71 Кредит 76, субсчет "Расчеты за электронные билеты"
- отнесена на подотчетное лицо стоимость приобретенного электронного билета;

Дебет 76, субсчет "Расчеты за электронные билеты" Кредит 71
- подотчетное лицо возвращает неиспользованный билет;

Дебет 60 Кредит 76, субсчет "Расчеты за электронные билеты"
- билет возвращен продавцу;

Дебет 51 Кредит 60
- продавцом возвращена часть стоимости билета;

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 60
- невозвращенная сумма (удержанный сбор) отнесена на прочие расходы.

Согласно еще одной точке зрения (смотрите, например, материал "Электронный билет на самолет: проблемы бухгалтерского учета и документального подтверждения расходов (Ю.В. Щербинина, "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 10, октябрь 2009 г.")) типовая схема проводок при приобретении электронного билета не применяется.

По мнению автора, покупка организацией электронного билета отражается следующим образом:

Дебет 60 Кредит 51
- организацией оплачены электронные билеты;

Дебет 97 Кредит 60
- отражена стоимость электронных билетов;

Дебет 71 Кредит 97
- отнесена на подотчетных лиц стоимость приобретенных билетов.

Следовательно, в случае возврата билетов будут сделаны записи:
Дебет 97 Кредит 71
- подотчетное лицо возвращает неиспользованный билет;

Дебет 60 Кредит 97
- билет возвращен продавцу;

Дебет 51 Кредит 60
- продавцом возвращена часть стоимости билета;

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 60
- невозвращенная сумма (удержанный сбор) отнесена на прочие расходы.

Согласно п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.

Таким образом, окончательный вариант учета целесообразно закрепить в учетной политике организации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

8 октября 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.