Наталья Фирсанова, эксперт Международного центра финансово-экономического развития

Источник: Журнал «Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение» № 7/2013

Специфика деятельности медицинских учреждений предполагает ряд особенностей при составлении ими учетной политики. О том, какие разделы должны быть в нее внесены обязательно, что при этом необходимо учесть бухгалтеру, читайте далее.

Отраслевые особенности бухгалтерского учета для учреждений медицинской сферы были разработаны Минздравсоцразвития России несколько лет назад. В их числе:

  • Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации (доведены письмом Минздравсоцразвития России от 12.07.2007 № 5435-РХ);
  • Отраслевые особенности бюджетного учета в социально-трудовой сфере в части корреспонденции счетов по типовым отраслевым операциям (утверждены Минздравсоцразвития России 19.02.2008).

В части бухгалтерского учета положения этих документов уже неприменимы, поскольку утратили силу Инструкция № 25н и Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Однако в части документального оформления фактов хозяйственной жизни продолжают действовать многие отраслевые приказы Минздрава СССР: по учету и хранению медикаментов, по определению норм естественной убыли, по оформлению движения крови и ее компонентов и пр. Таким образом, руководствоваться указанными отраслевыми особенностями нужно, но только в той части, которая не противоречит действующему законодательству.

Учет медицинского оборудования

На балансе медицинских учреждений, как правило, числится масса основных средств. Их учет является одним из наиболее сложных участков бухгалтерской работы. В рамках учетной политики правила учета основных средств можно установить в разделе «Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств».

Например, можно прописать способ нанесения инвентарного номера на объект. Инструкция № 157н допускает несколько вариантов: прикрепление жетона, нанесение номера краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки. В современных условиях многие учреждения используют систему штрихового кодирования. При этом медицинские организации пользуются специальными наклейками, которые устойчивы к воздействию влаги, а при попытке их отклеить – разрушаются и повторно не наклеиваются.

В тех случаях, когда нанесение инвентарного номера на объект невозможно (чаще всего это касается медицинского инструментария), в учетной политике целесообразно установить, в каких регистрах материально ответственное лицо указывает этот номер (каким образом хранит наклейки штрихового кодирования), и как проводится инвентаризация таких объектов.

У бухгалтеров медучреждений часто возникают трудности в связи с тем, какой срок полезного использования установить тому или иному объекту основных средств. Необходимо помнить следующее:

1) решение об определении срока полезного использования принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Поэтому членами такой комиссии прежде всего должны быть работники учреждения со специальными знаниями (инженер по медицинской технике, инженер-метролог, инженер отдела автоматизированных систем управления и др.);

2) положения, которыми следует руководствоваться при определении срока полезного использования, приведены в п. 44 Инструкции № 157н.

Срок определяется исходя из:

  • информации, содержащейся в законодательстве РФ (постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (для амортизационных групп 1–9), постановление Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072 (для 10-й амортизационной группы));
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества (при отсутствии информации в законодательстве РФ);
  • решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя).