Автор: компания БухСофт

Начало

В одном из предыдущих материалов мы начали разбирать один из самых первых и самых важных вопросов для каждого начинающего бизнесмена — выбор формы организации. Самыми распространенными вариантами на сегодняшний день остаются индивидуальное предпринимательство и общество с ограниченной ответственностью. С ИП тепреь все более или менее понятно, однако, остается еще вариант оформления юридического лица. Здесь возможности выбора одним только ООО не ограничиваются. Ведь есть еще одна организационная форма — акционерное общество. Какую из них выбрать будущему руководителю?

АО и ООО — что общего?

На самом деле коллективная ответственность при регистрации юридического лица несколько снижает риски всех его учредителей. Снижает, но не обнуляет. Нюансы существования ООО и АО позволяют минимизировать риски и упростить процедуру участия в бизнесе. При довольно ощутимых различиях эти две формы все же довольно похожи друг на друга.

Первое сходство — это уставной капитал. Он ограничен суммой в десять тысяч рублей и может быть сформирован не только из денежных средств, но и из собственности учредителей, стоимость которой подтверждена документально.

Стоит отметить, что как только личная собственность объявляется частью уставного капитала, она автоматически становится собственностью компании. Что касается использования средств, то здесь никаких ограничений нет, кроме одного: общая стоимость активов не должна быть менее десяти тысяч рублей.

Основные отличия

Все остальные организационно-документальные моменты имеют заметные отличия. В частности, способ подтверждения прав участников по отношению к организации. Если речь идет об акционерном обществе, все его участники имеют определенный пакет акций. И чем этот пакет больше, тем больше голосов имеет его владелец при принятии какого-либо решения, связанного с судьбой компании.

До недавнего времени акции представляли собой бумаги с разной степенью защиты, но с популяризацией цифровых технологий все они стали виртуальными. Теперь пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ регламентирует выпуск ценных бумаг в бездокументарной форме, а количество их, закрепленное за каждым из акционеров, прописано в соответствующем реестре.

Конечно, даже виртуализировав процесс, АО все равно приходится тратить средства на ведение учета и контроль за оборотом и движением акций компании. В замен каждый участник получает возможность быстро и без особых трудностей распоряжаться своим пакетом ценных бумаг. Факт продажи акций и смена их владельца просто фиксируются в реестре.

Теперь посмотрим, как этот процесс выглядит для организаторов ООО. Все доли участников, их размеры и значение строго фиксируются в Едином государственном реестре юридических лиц. Здесь уже не получиться так свободно продавать и покупать то, что по документам принадлежит другим. Придется оформлять сделку через нотариальную контору и, к тому же, проследить. Чтобы изменения были внесены в ЕГРЮЛ в установленные законом сроки.

Краткое резюме

  • С точки зрения безопасности, участники ООО находятся в более выгодном положении. Хотя бы потому, что прописанные в ЕГРЮЛ права собственников делают любые споры практически беспочвенными. Нотариальное сопровождение сделок и вовсе делает невозможным даже самые отчаянные попытки рейдерского захвата.

  • В качестве существенного недостатка выступает сложная система оформления собственности на доли и алгоритма распоряжения ими. Отсроченная финансовая выгода при продаже тоже является весьма неоднозначным фактом.

  • Что касается АО, то тут распоряжаться своей частью компании довольно просто, ситуацию осложняет список юридически сложных моментов и громоздкой системы управления ценными бумагами.