Д.П. Звоненко, юрист

Журнал «Учет в сфере образования» № 7, июль 2014 г.

Проанализируем нововведения в гражданском законодательстве, которые актуальны для государственных (муниципальных) учреждений. Ведь ряд поправок уже вступил в силу.

Обновленное определение юридического лица

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99‑ФЗ (далее – Закон № 99‑ФЗ) вносит целый ряд корректив в деятельность российских организаций. Изменения затронули главу 4 «Юридические лица» Гражданского кодекса РФ. Сейчас, согласно статье 48 Гражданского кодекса РФ, юридическим лицом признается организация, которая соответствует ряду признаков. А именно:

- имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

- может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности;

- может быть истцом и ответчиком в суде.

Кроме того, пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса РФ в нынешней редакции установлено, что юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

С 1 сентября 2014 года статья 48 Гражданского кодекса РФ будет действовать в новой редакции. С этой даты юридическим лицом признается организация, которая:

- имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам;

- может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности;

- может быть истцом и ответчиком в суде.

Как видим, законодатель сохранил наличие обособленного имущества в качестве квалифицирующего признака юрлица. При этом он исключил упоминание об основаниях, на которых это имущество находится у организации. Кроме того, на смену термину «имущественные и личные неимущественные права» пришел, на наш взгляд, более универсальный – «гражданские права». Также исключено упоминание о необходимости наличия самостоятельных баланса и (или) сметы.

Пунктом 2 статьи 48 Гражданского кодекса РФ в новой редакции оговорено, что юридическое лицо должно быть зарегистрировано в ЕГРЮЛ в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных данным кодексом.

Обратим внимание и на то, что новая статья 65.1 Гражданского кодекса РФ регламентирует правовой статус унитарных юридических лиц. Пунктом 1 этой статьи определено, что юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения.

Понятие учреждения

Законодатель установил закрытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Они конкретизированы в главе 4 Гражданского кодекса РФ. Так, статьей 123.21 Гражданского кодекса РФ, вступающей в силу с 1 сентября 2014 года, определены основные положения об учреждениях. С этого времени в качестве учреждения будет признаваться унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения.

На имущество, закрепленное собственником за учреждением или полученное им по иным основаниям, учреждение приобретает право оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Согласно пункту 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.


Специальная статья 123.22 Гражданского кодекса РФ посвящена государственным и муниципальным учреждениям. Она также начнет действовать с 1 сентября 2014 года. Согласно ей, государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.

Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Особо оговорено, что государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. Бюджетное учреждение несет ответственность по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Это относится и к имуществу, приобретенному за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, но за исключением:

- особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником этого имущества;

- особо ценного движимого имущества, приобретенного учреждением за счет средств, выделенных собственником имущества;

- недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

При этом подчеркивается, что по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с Гражданским кодексом РФ может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

Лицензия

Ряд корректив внесен в статью 49 Гражданского кодекса РФ, посвященную правоспособности юридического лица. Так, ранее пунктом 1 данной статьи было оговорено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юрлицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ, право юридического лица вести деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникало с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок. Прекращалось такое право по истечении срока действия лицензии, если иное не было установлено законом или иными правовыми актами.

Однако данное законодательное положение не учитывало института саморегулирования, призванного в отдельных сферах деятельности заменить собой институт лицензирования. Закон № 99‑ФЗ исправил данный пробел Гражданского кодекса РФ.

В новой редакции пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ говорится о том, что в случаях, предусмотренных законом, юрлицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Подверглось коррективам и само определение понятия «правоспособность юридического лица». Так, ранее пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ было установлено, что она возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ. А согласно пункту 8 статьи 51 Гражданского кодекса РФ, юрлицо считалось созданным, а данные о нем внесенными в ЕГРЮЛ со дня осуществления соответствующей записи в этот реестр. При этом право юридического лица вести деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникало с момента ее получения или в указанный в ней срок.

Согласно новой редакции статьи 49 Гражданского кодекса РФ, правоспособность юрлица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Тем самым законодатель конкретизировал, что следует считать моментом создания юридического лица.


Уставный капитал для коммерческой деятельности

Законодатель внес серьезное изменение в статус некоммерческих организаций, которые ведут предпринимательскую деятельность.

Так, ранее статьей 50 Гражданского кодекса РФ было оговорено, что некоммерческие организации могут вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Согласно новой редакции данной статьи (вступает в силу с 1 сентября 2014 года), некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами и служит достижению целей, ради которых они созданы.

Статья 50 Гражданского кодекса РФ дополнена новым пунктом 5. Согласно ему, некоммерческой организации, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, необходимо иметь достаточное для ведения указанной деятельности имущество. Его рыночная стоимость должна быть не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

Обратите внимание: эта норма применяется некоммерческими организациями, созданными с 5 мая 2014 года. К некоммерческим организациям, созданным ранее, правила пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса РФ будут применяться с 1 января 2015 года (п. 13 ст. 3 Закона № 99‑ФЗ).

Переходные положения

Закон № 99‑ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу (ст. 3 Закона № 99‑ФЗ).

Учредительные документы, а также наименования юрлиц, созданных до дня вступления в силу Закона № 99‑ФЗ, нужно привести в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ в редакции данного закона (п. 7 ст. 3 Закона № 99‑ФЗ). Это надо сделать не в какой-то строго установленный срок, а при первом изменении учредительных документов.

Причем изменение наименования юрлица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ в редакции Закона № 99‑ФЗ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.

Также не потребуется платить государственную пошлину в связи с внесением изменений, обусловленных новыми требованиями.

Важно запомнить

Законодатель вводит для некоммерческих организаций, которые ведут предпринимательскую деятельность, своеобразный аналог уставного капитала. Он призван обеспечить интересы их потенциальных кредиторов.