ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Правовые основы реорганизации.

В статье рассматриваются основы реорганизации обществ с ограниченной ответственностью (юридических лиц) (далее общество). Общие правила предусмотренные для обществ с ограниченной ответственностью применяются к обществам с дополнительной ответственностью.

Напомним, что реорганизация действующего юридического лица является вторым способом создания юридического лица. Первым, как известно, является учреждение нового юридического лица.

Реорганизация, применительно к теме настоящей статьи — это способ образования новых и прекращения деятельности действующих юридических лиц.

Реорганизация юридического лица (общие положения).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Иные (кроме решения учредителей (участников) либо органа юридического лица) основания и порядок реорганизации общества определяются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) и иными федеральными законами.

Законодатель, в специально установленных законами случаях, указывает на наличие возможности осуществления реорганизации юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (пункт 2 статьи 57 ГК РФ).

Согласно статье 19 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности.

Под систематическим осуществлением монополистической деятельности понимается совершение в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической деятельности.

Предписание о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается при наличии следующих условий:

если это ведет к развитию конкуренции;

возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Предписание антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном предписании, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

И в случае, если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица.

С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Кроме того, законодатель не исключает случаи (если таковые будут установлены законами), когда реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена исключительно лишь с согласия уполномоченных государственных органов (пункт 3 статьи 57 ГК РФ).

В соответствии со статьей 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 000 000 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа.

Пунктом 2 статьи 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» установлено, что лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, представляют в антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующий орган в соответствии с законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия на слияние либо присоединение коммерческих организаций, сведения об основных видах деятельности и объеме производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг) и иную информацию, в том числе на магнитном носителе, предусмотренную перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом.

Государственная регистрация коммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из ЕГРЮЛ коммерческих организаций осуществляются регистрирующим органом при наличии предварительного согласия антимонопольного органа (пункт 8 статьи 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Таким образом, непредставление в регистрирующий орган предварительного согласия антимонопольного органа при реорганизации юридического лица (слияние, присоединение), суммарная балансовая стоимость активов которого по последнему балансу превышает 30 000 000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), является основанием для отказа в государственной регистрации реорганизации юридического лица. В данном случае заявление считается непредставленным, так как не соблюден порядок реорганизации юридического лица (Письмо ФНС Российской Федерации от 27 мая 2005 года №ЧД-6-09/440 «О реорганизации юридических лиц»).

ГК РФ предусматривает следующие формы реорганизации юридического лица:

·   слияние,

·   присоединение,

·   разделение,

·   выделение,

·   преобразование.

Общество с ограниченной ответственностью (юридическое лицо) могжет быть преобразовано в следующие организационно-правовые формы:

- в акционерное общество,

- в общество с дополнительной ответственностью,

- в производственный кооператив (статья 56 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон об обществах с ограниченной ответственностью).

О правопреемстве при реорганизации юридических лиц (общие положения).

При реорганизации юридического лица его права и обязанности переходят к правопреемнику (правопреемникам), что подтверждается в случаях слияния, присоединения, преобразования данными передаточного акта, а в случаях разделения, выделения — данными разделительного баланса.

Реорганизация — это процедура, которая сопряжена с соблюдением определенных требований гражданского и бухгалтерского законодательства. При этом затрагиваются интересы двух сторон:

·   передающей,

·   принимающей.

От формы реорганизации зависит порядок ее проведения и состав оформляемой документации. В процессе реорганизации одни организации (общества) прекращают свое существование, другие возникают в виде новых организаций, или представляются в ином качестве.

На основании статьи 58 ГК РФ правопреемство при реорганизации юридических лиц происходит:

·   при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом;

·   при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом;

·   при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;

·   при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом;

·   при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Реорганизация хозяйственных обществ осуществляется только при представлении доказательств письменного уведомления кредиторов и опубликования в органе печати сообщения о принятом решении о реорганизации (пункт 5 статьи 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения — с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом кредиторов общества и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

Приказом МНС Российской Федерации от 29 сентября 2004 года №САЭ-3-09/508@ «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц» учрежден журнал «Вестник государственной регистрации», в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц. Письмом ФНС Российской Федерации от 13 июля 2005 года №ЧД-6-09/570@ «О направлении методических рекомендаций» приведены бланк-заявка на публикацию сообщений, примеры текста сообщений.

Доказательства уведомления кредиторов могут быть представлены в регистрирующий орган в виде копий писем юридического лица, направленных в адрес его кредиторов, копии публикации в органе печати (в журнале «Вестник государственной регистрации»), в виде сведений, содержащихся в передаточном акте, разделительном балансе. При отсутствии указанных доказательств регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При отсутствии доказательств публикации сведений о реорганизации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации» регистрирующий орган также принимает решение об отказе в государственной регистрации.

При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Обеспечение гарантий прав кредиторов юридического лица при его реорганизации.

В условиях наблюдаемых в последнее время в стране частых преобразований хозяйственных обществ, необходимы четкие гарантии прав кредиторов реорганизуемых юридических лиц. ГК РФ не допускает уклонения с помощью реорганизации от уплаты прежних долгов. Если эти долги четко не распределены между реорганизованными структурами, они совместно несут солидарную ответственность перед кредиторами (пункт 3 статьи 60 ГК РФ).

Хозяйственные общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном ГК РФ (пункт 1 статьи 68 ГК РФ).

Немаловажным при реорганизации обществ является законодательное урегулирование вопросов имущественного и обязательственного характера.

Формирование имущества, создаваемого юридического лица возможно только за счет имущества реорганизуемых юридических лиц.

Положение пункта 3 статьи 60 ГК РФ устанавливает солидарную ответственность юридических лиц, созданных в результате реорганизации, по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами в случае, если разделительный баланс или передаточный акт не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (пункт 4 статьи 57 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц, вновь возникших в результате реорганизации, и внесение в государственный реестр юридических лиц записи сведений о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В заключении отметим, что Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации разрабатывает законопроект по реорганизации юридических лиц. Концепция законопроекта по реорганизации юридических лиц в настоящий момент уже согласована и находится в планах работы Правительства Российской Федерации. Необходимость разработки данного законопроекта вызвана потребностью консолидировать законодательные нормы, регулирующие деятельность юридических лиц, которые в настоящий момент распределены по множеству различных законов.

Реорганизация общества с ограниченной ответственностью.

Слияние обществ.

Слиянием обществ признается создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних.

Передача прав и обязанностей обществ, прекращающих свое существование, создаваемому обществу оформляется документально — передаточным актом (пункт 1 статьи 52 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Передача происходит в полном объеме, включая активы и пассивы:

- денежные средства,

- имущество,

- обязательства (с учетом обязательств по уплате налогов),

- капитал,

- резервы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемых обществ.

Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о слиянии и устава общества, создаваемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта. В соответствии со статьей 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью решение вопросов реорганизации отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Решение о реорганизации принимается всеми участниками общества единогласно.

Договор о слиянии, подписанный всеми участниками общества, создаваемого в результате слияния, является наряду с его уставом его учредительным документом и должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым ГК РФ и статьей 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью к учредительному договору (пункт 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №90 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №14 от 9 декабря 1999 года «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

В случае принятия общим собранием участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, решения о такой реорганизации и об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и передаточного акта избрание исполнительных органов общества, создаваемого в результате слияния, осуществляется на совместном общем собрании участников обществ, участвующих в слиянии. Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о слиянии.

Единоличный исполнительный орган общества, создаваемого в результате слияния, осуществляет действия, связанные с государственной регистрацией данного общества.

Присоединение общества.

В соответствии со статьей 53 Закона об обществах с ограниченной ответственностью присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

В результате реорганизации в форме присоединения те организации, которые присоединяются, прекращают свою деятельность. Организация, к которой они присоединились, становится правопреемником всех прав и обязанностей на основании передаточного акта.

Обратите внимание, при присоединении юридического лица, имеющего задолженность, к юридическому лицу, являющемся кредитором первого, обязательства по возврату долга прекращаются совпадением должника и кредитора в одном лице (статья 413 ГК РФ), и, следовательно, никаких взаиморасчетов между ними не проводится.

Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта. Договор о присоединении, в отличие от договора о слиянии не является учредительным документом (пункт 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №90 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №14 от 9 декабря 1999 года «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Решение о реорганизации принимается всеми участниками общества единогласно.

В связи с этим совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в учредительные документы общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, иные изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение (Постановление Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Центрального округа от 6 апреля 2004 года по делу №А54-4160/02-С9(С16)). Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении.

Разделение общества.

Согласно статье 54 Закона об обществах с ограниченной ответственностью разделением общества признается прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным обществам.

Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме разделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях разделения общества, о создании новых обществ и об утверждении разделительного баланса. Решение о реорганизации принимается всеми участниками общества единогласно.

Участники каждого общества, создаваемого в результате разделения, подписывают учредительный договор. Общее собрание участников каждого общества, создаваемого в результате разделения, утверждает устав и избирает органы общества.

При разделении общества все его права и обязанности переходят к обществам, созданным в результате разделения, в соответствии с разделительным балансом. В нем должны быть определены объем прав и обязанностей, переходящих к каждому из вновь возникших обществ.

Согласно статье 57 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения или выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц может быть произведена по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда.

Выделение общества.

В соответствии со статьей 55 Закона об обществах с ограниченной ответственностью выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.

При выделении из общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного общества в соответствии с разделительным балансом.

Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (новых обществ) и об утверждении разделительного баланса, вносит в учредительные документы общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, и иные изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества. Решение о реорганизации принимается всеми участниками общества единогласно.

Участники выделяемого общества подписывают учредительный договор. Общее собрание участников выделяемого общества утверждает его устав и избирает органы общества.

Если единственным участником выделяемого общества является реорганизуемое общество, общее собрание последнего принимает решение о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, а также утверждает устав выделяемого общества и разделительный баланс, избирает органы выделяемого общества.

Согласно статье 57 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения или выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц может быть произведена по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда.

Преобразование общества.

Согласно пункту 1 статьи 56 Закона об обществах с ограниченной ответственностью общество вправе преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив.

При преобразовании общества к юридическому лицу, созданному в результате преобразования, переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.

При реорганизации в форме преобразования изменяется статус юридического лица, его организационно-правовая форма.

Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме преобразования, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях преобразования, о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества, доли участников общества с дополнительной ответственностью или паи членов производственного кооператива, об утверждении устава создаваемого в результате преобразования акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива, а также об утверждении передаточного акта.

Участники юридического лица, создаваемого в результате преобразования, принимают решение об избрании его органов в соответствии с требованиями федеральных законов о таких юридических лицах и поручают соответствующему органу осуществить действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого в результате преобразования.

При преобразовании общества в акционерное общество, производственный кооператив или общество с дополнительной ответственностью оно должно руководствоваться соответствующими нормами ГК РФ и нормами Федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее Закон об акционерных обществах), Федерального закона от 19 июля 1998 года №115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», Федерального закона от 8 мая 1996 года №41-ФЗ «О производственных кооперативах».

Пунктом 3 статьи 7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью установлен случай обязательного преобразования общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество или в производственный кооператив. В случае, если число участников общества превысит установленный предел а пятьдесят участников, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного законом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

Пример 1 из консультационной практики ЗАО «BKR ИНТЕРКОМ АУДИТ».

Вопрос: Просим Вас разъяснить порядок изменения организационно-правовой формы из Общества с ограниченной ответственностью в ЗАО.

Просим в ответе изложить алгоритм действий по внесению изменений в учредительные документы со ссылками на действующие нормативно-правовые акты, а также порядок взаимодействия с регистрирующими органами.

Дополнительно клиент уточнил, что общество имеет одного учредителя.

Ответ: Реорганизация — это способ образования новых и прекращения деятельности действующих юридических организаций.

При реорганизации юридического лица его права и обязанности переходят к правопреемнику (правопреемникам), что подтверждается в случаях слияния, присоединения, преобразования данными передаточного акта, а в случаях разделения, выделения — данными разделительного баланса.

Реорганизация — это процедура, которая сопряжена с соблюдением определенных требований гражданского и бухгалтерского законодательства. При этом затрагиваются интересы двух сторон::

¨   передающей,

¨   принимающей.

При реорганизации в форме преобразования Юридическое лицо считается реорганизованным, с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

На основании статьи 58 ГК РФ правопреемство при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Статья 59 ГК РФ устанавливает, что данный передаточный акт должен быть утвержден органом, принявшим решение о проведении реорганизации. Составлению передаточного акта должна предшествовать инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемых юридических лиц, предусмотренная законодательством о бухгалтерском учете (статья 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 20 мая 2003 года №44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций», в передаточный акт или разделительный баланс, оформляемый при реорганизации юридических лиц, может включаться бухгалтерская отчетность (в объеме, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»), в соответствии с которой определяются состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, их оценка на последнюю дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке, а также акты инвентаризации имущества и обязательств, подтверждающие достоверность отдельных статей их балансов.

Составление передаточного акта рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемой организации.

Методические указания определяют также порядок оценки передаваемого (принимаемого) при реорганизации имущества (пункт 7 методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 20 мая 2003 года №44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций») и особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при различных формах реорганизации.

По общему правилу, решение о реорганизации Общества с Ограниченной Ответственностью может приниматься только общим собранием участников общества (требование подпункта 11 пункта 2 статьи 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Однако в вашем случае (один участник), решение о реорганизации принимается единственным участником общества единолично и оформляется письменно (статья 39 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Порядок проведения реорганизации в форме преобразования, подробно описан статьями 51 и 56 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, а также статьей 57 ГК РФ, а сама возможность реорганизации общества из общество с ограниченной ответственностью в ЗАО закреплена также и в пункте 1 статьи 56 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

В решении о преобразовании общество с ограниченной ответственностью в ЗАО должны содержаться следующие существенные вопросы, предусмотренные статьей 56 Закона об обществах с ограниченной ответственностью:

само решение о такой реорганизации,

порядок и условиях преобразования,

порядке долей участников общества на акции акционерного общества,

утверждении устава создаваемого в результате преобразования акционерного общества,

решение об утверждении передаточного акта.

Также участники юридического лица, создаваемого в результате преобразования, принимают решение об избрании его органов в соответствии с требованиями федеральных законов о таких юридических лицах и поручают соответствующему органу осуществить действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого в результате преобразования.

В Вашем случае для принятия решений о формировании структуры будущего акционерного общества и порядке его управления, необходимо руководствоваться требованиями Закона об акционерных обществах.

Следует учитывать, что согласно требованиям пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), реорганизуемая организация обязана письменно уведомить налоговый орган по месту своего нахождения о принятии решения о реорганизации в течении трех дней с момента принятия подобного решения. Рекомендуемая форма №С-09-4 «Сообщение о реорганизации юридического лица» утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 2 апреля 2004 года №САЭ-3-09/255@ «Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах».

В случае неисполнения подобного требования, на организацию будет наложена ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 129 НК РФ, а на должностное лицо организации — административная ответственность, предусмотренная статьей 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Структурное подразделение налогового органа, отвечающее за регистрацию и учет налогоплательщиков, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от организации сообщения о реорганизации в обязательном порядке:

- направляет в соответствующие отделы данного налогового органа (отдел камеральных проверок, отдел выездных налоговых проверок, отдел урегулирования задолженности, отдел учета и отчетности и, при необходимости, в иные заинтересованные отделы) служебную записку с указанием сведений о дате принятия организацией решения о реорганизации, для принятия ими решения о проведении контрольных мероприятий в отношении реорганизуемой организации;

- направляет в налоговые органы, осуществившие постановку на учет организации по иным основаниям, предусмотренным Кодексом, в электронном виде по каналам связи с применением средств защиты информации (далее — каналы связи) сведения о дате принятия организацией решения о реорганизации, о способе реорганизации, с указанием срока завершения контрольных мероприятий и направления их результатов в налоговый орган по месту нахождения реорганизуемого юридического лица.

Налоговый орган по месту нахождения реорганизуемого юридического лица обязан провести сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом и внебюджетными фондами в соответствии с порядком, утвержденным Приказом ФНС Российской Федерации от 9 сентября 2005 года №САЭ-3-01/444@ «Об утверждении регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом вместе с информационным письмом, содержащим сведения о проведенных контрольных мероприятиях в отношении реорганизуемой организации (дата последней выездной налоговой проверки, дата сдачи последней налоговой и бухгалтерской отчетности, судебные дела и другие), направляется в налоговый орган по месту нахождения вновь созданной в результате реорганизации организации.

По мере необходимости нужные документы запрашиваются в налоговом органе по месту нахождения реорганизуемой организации.

Налоговый орган, получив уведомление, предусмотренное пунктом 2 статьи 23 НК РФ, принимает решение о необходимости проведения налоговой проверки. Такая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. В случае назначения повторной выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией юридического лица руководитель налогового органа принимает решение по форме, приведенной в Приложении 2 к Приказу МНС Российской Федерации от 8 октября 1999 года №АП-3-16/318 «Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок». Решение обязательно должно содержать ссылку на причину проведения повторной выездной налоговой проверки.

Обратите внимание: согласно статье 89 НК РФ проверка в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика осуществляется независимо от времени проведения предыдущей проверки. Налоговые органы вправе повторно проверить налогоплательщика по одним и тем же налогам за уже проверенный ими ранее период. Таким образом, налоговой проверкой при реорганизации могут быть охвачены три предшествующих моменту начала проверки календарных года деятельности реорганизуемой организации. Причем независимо от того, был ли этот период проверен во время плановых выездных налоговых проверок.

По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев, если иное не установлено статьей 89 НК РФ. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить этот срок до трех месяцев. Если же организация имеет филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц. Это необходимо, чтобы проверить каждый филиал и представительство. Таким образом, к двухмесячному сроку прибавляется по одному месяцу на каждое обособленное подразделение организации.

Согласно требованиям статьи 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати (согласно приказу МНС Российской Федерации от 29 сентября 2004 года №САЭ-3-09/508@ «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству российской федерации о регистрации юридических лиц», данным органом ФНС РФ считает журнал «Вестник государственной регистрации», в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в первую очередь следует руководствоваться требованиями Главы 5 Федерального закона 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган предоставляется подписанное заявителем «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации» (форма Р12001 Заявления утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»).

Заявление (форма Р12001) состоит из нескольких разделов содержащих подробные указания (для составителя заявления) по заполнению конкретной информации, которая подлежит внесению или может потребоваться для внесения тех или иных сведений в ЕГРЮЛ (О порядке заполнения формы Р12001, смотрите — Приказ ФНС Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №САЭ-3-09/16@ «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя»).

Заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации должно быть подписано заявителем (требования к заявителям установлены в статье 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). В заявлении подтверждается, что учредительные документы юридического лица, созданного путем реорганизации, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы; что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны; что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов; что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации; что в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления (к этому относится в частности ситуации, описанные в Законе РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Кроме того, предоставляются следующие документы:

учредительные документы вновь возникающего юридического лица, решение о реорганизации юридического лица; передаточный акт; документ об уплате государственной пошлины.

Если документы предоставляет не заявитель, а уполномоченное лицо, необходима нотариально заверенная доверенность, на совершение доверенным лицом данных действий, а также на получение соответствующих свидетельств о государственной регистрации юридического лица и о постановке на налоговый учет.

Заявление скрепляется печатями и подписями учредителей (участников) создаваемого юридического лица.

Заявление с приложениями в обязательном порядке прошиваются нотариусом при удостоверении подписей заявителя.

Заявление с приложением необходимых для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, подается в территориальный налоговый орган по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. В случае, если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, следует руководствоваться действующим порядком взаимодействия регистрирующих органов, который определяется Правительством Российской Федерации. (В настоящий момент действует Постановление Правительства Российской Федерации №110 от 26 февраля 2004 года «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и изданный на его основе Приказ ФНС Российской Федерации от 30 ноября 2004 года №САЭ-3-09/141@ «Об утверждении методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах Российских организаций в связи реорганизацией». Данными актами установлено, что государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, осуществляется по месту нахождения прекращающего деятельность в результате реорганизации юридического лица).

На основании представленных данных, регистрирующий орган обязан осуществить регистрацию в пятидневный срок. Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность.

После этого производится постановка на учет во внебюджетных фондах. При этом рекомендуем проконтролировать передачу сведений из налоговых органов в органы внебюджетных фондов.

Окончание примера.

Порядок проведения реорганизации.

Порядок реорганизации юридического лица можно условно разделить на несколько этапов:

Первый этап.

Уполномоченный органом принимается решение реорганизации данного юридического лица с обязательным указанием конкретной формы реорганизации. В обществах с ограниченной ответственностью принятие решения о реорганизации отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Решение о реорганизации принимается всеми участниками единогласно.

Решение о реорганизации является основным документом для раскрытия информации о реорганизации в бухгалтерской отчетности реорганизуемого общества.

Второй этап.

Реорганизуемое юридическое лицо обязано письменно уведомить налоговый орган о реорганизации, в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения. Уведомление производится в письменной форме по месту нахождения организации (пункт 2 статьи 23 НК РФ).

Третий этап.

Реорганизуемое общество в течение 30 дней со дня принятия решения о реорганизации обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов и дебиторов и опубликовать сообщение о принятом решении в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. Государственная регистрация юридических лиц, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных организаций осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов.

Четвертый этап.

Проводится инвентаризация имущества и обязательств реорганизуемой организации, которая носит обязательный характер.

Пятый этап.

Составление передаточного акта или разделительного баланса, на основании которого один хозяйствующий субъект передает другому имущество и обязательства.

Шестой этап.

Государственная регистрация вновь возникшего юридического лица.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Передаточный акт и разделительный баланс.

Обратимся к статье 58 ГК РФ, в которой указано, что права реорганизуемых юридических лиц при слиянии, присоединении и преобразовании переходят к вновь образуемым юридическим лицам в соответствии с передаточным актом, а при выделении и разделении юридических лиц — в соответствии с разделительным балансом.

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного акционерного общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (пункт 1 статьи 59 ГК РФ).

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном статьей 50 НК РФ.

Обратите внимание, на правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения реорганизации (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 сентября 2005 года по делу №Ф04-6122/2005(14931-А27-23)).

В тоже время правопреемник реорганизованного юридического лица не может быть привлечен к ответственности за правонарушения, совершенные предшественником и обнаруженные после завершения реорганизации (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 августа 2005 года по делу №А33-29988/04-С3-Ф02-3911/05-С1).

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются уполномоченным органом (в общество с ограниченной ответственностью — общее собрание участников. Непредставление передаточного акта либо отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (пункт 2 статьи 59 ГК РФ).

Пунктами 6 и 7 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 20 мая 2003 года №44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» указывается на то, что составление передаточного акта или разделительного баланса рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца). Стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке.

Способ оценки передаваемого имущества должны избрать сами учредители. Имущество реорганизуемого общества оценивается следующим образом:

· основные средства и нематериальные активы по остаточной стоимости;

·   материально-производственные запасы по фактической себестоимости;

·   финансовые вложения по первоначальной стоимости.

Определившись с оценкой имущества, следует преступить к распределению активов и обязательств между правопреемниками. Для этого следует обратить внимание на следующие особенности:

·   имущество следует распределять в соответствии с уставной деятельностью выделившихся организаций и с функциональным назначением имущества, которое им передано;

·   с собственным капиталом необходимо передать и соответствующую сумму добавочного капитала;

·   с имуществом передается сальдо по регулирующим счетам.

Дебиторская задолженность передается правопреемнику вместе с соответствующей суммой резерва по сомнительным долгам. Резервы под обеспечение финансовых вложений передаются вместе с соответствующими финансовыми вложениями.

Кредиторская задолженность реорганизуемого юридического лица распределяется между правопреемниками пропорционально величине переходящих к ним активов. Так же происходит и распределение собственного капитала организации.

В случае, если дебиторская и кредиторская задолженности касаются одного контрагента, то ее рекомендуется передавать одному из правопреемников.

Типовой формы разделительного баланса законодательно не предусмотрено. Поэтому, рекомендуем формы разделительного баланса и передаточного акта организации разработать самостоятельно, но с учетом требований, которые предъявлены к оформлению первичных учетных документов статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года «О бухгалтерском учете».

Передаточный акт или разделительный баланс должны содержать общую информацию о реорганизуемых лицах:

·   организационно-правовая форма и полное их наименование, юридический адрес, вид реорганизации, организационно-правовые формы и наименование лиц, образующихся в результате реорганизации, порядок правопреемства;

·   сведения о передаваемых реорганизуемыми организациями активах и пассивах с указанием их оценки.

В самом разделительном балансе должны быть отражены активы, обязательства и собственный капитал реорганизуемого юридического лица, а также распределение балансовых статей между балансами правопреемников.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации проводят инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (статья 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года «О бухгалтерском учете»). Разделительный баланс формируется на основе данных инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации.

Основанием для составления разделительного баланса является бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед оформлением передачи имущества. Данную отчетность рекомендуем приложить к разделительному балансу.

Пункт 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 20 мая 2003 года №44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» рекомендует к передаточному акту или разделительному балансу дополнительно прикладывать следующие документы:

·   учредительные документы организаций, возникшие в результате реорганизации;

·   решения учредителей или соответствующих органов о реорганизации;

·   договора о слиянии или присоединении;

·   передаточный акт или разделительный баланс, которые могут включать следующие приложения:

·   бухгалтерскую отчетность в составе, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств;

·   акты или описи инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);

·   первичные учетные документы по материальным ценностям и иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций;

·   расшифровки кредиторской и дебиторской задолженностей с обязательной информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и другими.

После внесения записей о проведенной реорганизации при окончательной передаче имущества и обязательств, к передаточному акту или разделительному балансу предлагаем дополнительно приложить пояснительную записку. Даты передачи имущества и обязательств реорганизуемого юридического лица на основе передаточного акта или разделительного баланса и даты внесения в реестр соответствующей записи о возникших организациях или о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций, как правило, не совпадают. За данный промежуток времени в стоимости передаваемого имущества и обязательств возникают изменения. Изменения нужно раскрыть в пояснительной записке к заключительной бухгалтерской отчетности либо в уточнениях к передаточному акту или разделительному балансу;

·   документ, подтверждающий внесение соответствующей записи регистрирующего органа в ЕГРЮЛ:

·   о вновь возникших организациях в результате реорганизации в форме слияния, выделения, разделения и преобразования,

·   о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения и так далее.

Инвентаризация при проведении реорганизации.

Порядок проведения инвентаризации определяется организацией самостоятельно, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным. Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года «О бухгалтерском учете»:

«Проведение инвентаризации обязательно:

при реорганизации или ликвидации организации».

Таким образом, для того, чтобы приступить к реорганизации, общество обязано провести инвентаризацию.

В соответствии со статьей 59 ГК РФ права и обязанности реорганизуемых юридических лиц переходят к их правопреемникам в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом. Сведения, которые указаны в передаточном акте или разделительном балансе подтверждаются данными проведенной инвентаризации.

Инвентаризация является подтверждением достоверности отражения в учете переходящих к правопреемникам имущества и обязательств и носит обязательный характер.

Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» установлены правила проведения инвентаризации.

Выездная налоговая проверка реорганизуемого юридического лица.

О реорганизации юридического лица налогоплательщики обязаны письменно уведомить налоговые органы по месту учета не позднее трех дней со дня принятия такого решения (пункт 2 статьи 23 НК РФ).

Рекомендуемая форма №С-09-4 «Сообщение о реорганизации юридического лица» утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 2 апреля 2004 года №САЭ-3-09/255@ «Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах».

Налоговый орган, получив уведомление, принимает решение о необходимости проведения налоговой проверки. Такая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Более подробно с вопросами, касающимися налоговых проверок, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Налоговые проверки».

Более подробно с вопросами, касающимися правовых основ существования общества с ограниченной ответственностью (от учреждения до ликвидации), Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Хозяйственные общества и унитарные предприятия».