Автор: Н. Фимина

Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение" № 9/2016

Существует ли специальный нормативный акт, регламентирующий особенности учета декораций? На каких счетах следует отражать указанные объекты? Какими первичными документами оформляется перемещение декораций из спектакля в спектакль?

В данной статье рассмотрен порядок учета декораций, используемых бюджетными и автономными учреждениями для проведения театральных (зрелищных) мероприятий. Помимо общих нормативных правовых документов (например, Инструкции № 157н[1]), указанный порядок регулируют и ряд специальных нормативных актов, что практикующим специалистам необходимо обязательно принимать во внимание.

С правовой точки зрения декорации относятся к сценическим постановочным средствам, под которыми понимается совокупность предметов материального оформления спектаклей, действующих в неизменной натуральной форме в течение длительного периода. Особенности учета декораций в настоящее время определены Временными методическими рекомендациями о порядке учета сценическо-постановочных средств в учреждениях, проводящих зрелищные мероприятия, утвержденными Приказом Минкультуры РФ от 10.08.2007 № 1249 (далее – Рекомендации № 1249).

Как следует из данного документа, бухгалтерский учет декораций должен обеспечить:

– контроль их сохранности;

– правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете поступления декораций, их внутреннее перемещение (из мастерских – в подразделения, обслуживающие сцену, из спектакля – в спектакль, из текущего репертуара – в запас) и выбытие (безвозмездная передача, реализация или ликвидация).

Учет и контроль сохранности декораций обязаны вести материально ответственные лица в соответствии со структурой обслуживающих сцену подразделений театра.

Изготовление эскизов декораций

Изготовление эскизов декораций, как правило, осуществляется в рамках договора авторского заказа или договора оказания услуг. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 1288 ГК РФ по договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. По договору же возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик – оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Как правило, приемка результата работ производится по акту, подписанному обеими сторонами соглашения (театром и исполнителем), на основании заключения художественного совета или иного аналогичного органа театра.

Отметим, что указанные правоотношения нередко становятся объектом пристального внимания специалистов контролирующих ведомств. Так, согласно материалам одной из проверок, проведенных Счетной палатой Новгородской области, проверяющих смутил тот факт, что несмотря на наличие исполненного договора по изготовлению эскизов, сами эскизы специалистам контролирующего ведомства представлены не были, в бухгалтерском учете не числились. Более того, сам спектакль театром так и не создавался. Согласно пояснениям директора театра эскизы декораций были переданы (минуя театр) сторонней организации. Однако при встречной проверке данный факт подтвержден не был и договор по изготовлению эскизов был признан заключенным и исполненным с нарушениями норм действующего законодательства (Информационный бюллетень Счетной палаты новгородской области 2014 года № 6, размещенный на официальном сайте spno.nov.ru).

Также проверяющие обычно анализируют даты заключения договора с исполнителем и даты исполнения поручения заказчика согласно акту приема-передачи. Так, например, если эскизы декораций по акту были приняты учреждением после премьеры спектакля, для которого они были созданы, может встать вопрос о реальности отраженных по документам хозяйственных операций.

Принятие декораций к учету

Основной вопрос, связанный с учетом декораций, сводится к тому, стоит ли их учитывать в составе основных средств или материальных запасов.

Материалы проверок по данному вопросу достаточно разнообразны. В одних случаях проверяющие фиксируют в акте ошибочный учет в качестве материальных запасов декораций, подлежащих отражению в составе основных средств, а в других случаях наоборот – указывают на ошибочное отнесение имущества к категории основных средств, в то время как отразить нужно было материальные запасы (см., например, материалы, опубликованные на официальном сайте Левокумского района Ставропольского края www.adminlmr.ru, меню: Контрольно-счетный отдел – Информация о контрольных мероприятиях – Информация о результатах проверки законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета муниципального образования села Урожайного Левокумского района Ставропольского края муниципальным казенным учреждением культуры «Социально-культурный центр села Урожайного» за 2013 – 2014 годы).

При организации учета декораций следует применять общие критерии. Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств (п. 38 Инструкции № 157н).

То есть в первую очередь необходимо исходить из продолжительности срока полезного использования декораций. Если срок полезного использования превышает 12 месяцев, речь идет об основных средствах, если срок полезного использования менее 12 месяцев – имущество необходимо учесть в составе материальных запасов.

Добавим, что категорически неправильным является отражение затрат на приобретение декораций по статье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (см., например, Отчет о работе Контрольно-счетной комиссии города Костромы за 2015 год, утвержденный Решением Думы города Костромы от 25.02.2016 № 37, опубликованный на официальном сайте kspkostroma.ru).

Если декорации включены учреждением в состав основных средств, учитывать их следует на счетах:

– 0 101 28 000 «Прочие основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения»;

– 0 101 38 000 «Прочие основные средства – иное движимое имущество учреждения».

Если декорации включаются в состав материальных запасов, учет следует осуществлять с применением счетов:

– 0 105 26 000 «Прочие материальные запасы – особо ценное движимое имущество учреждения»;

– 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения».

Еще один актуальный вопрос: можно ли учитывать все элементы декораций спектакля как один объект основных средств?

Как сказано в Рекомендациях № 1249, единицей учета сценическо-постановочных средств (в том числе декораций) является отдельный объект. Отдельным объектом считается законченный предмет, предназначенный для выполнения отдельных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и совместно выполняющих отдельную работу.

Аналогичным образом в п. 41 Инструкции № 157н сказано, что объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Все элементы декораций предназначены для выполнения одной функции (материального оформления соответствующего спектакля). Поэтому, на наш взгляд, есть основания учитывать их в качестве единого объекта.

Перемещение декораций из спектакля в спектакль

На практике возможна ситуация, когда одни и те же универсальные декорации используются в нескольких спектаклях. Как мы указали выше, внутреннее перемещение декораций из спектакля в спектакль должно соответствующим образом документально оформляться в учете.С такой точки зрения интересным представляется анализ некоторых положений Рекомендаций № 1249. В этом нормативном документе, в частности, сказано следующее.

Для организации учета и обеспечения контроля сохранности сценическо-постановочных средств, числящихся в составе основных средств, каждому объекту присваивается соответствующий инвентарный номер.

Инвентарные номера шестизначные. Первые два разряда присваиваются названию спектакля, остальные четыре в последовательном порядке – каждому объекту сценическо-постановочных средств.

В таком случае может возникнуть закономерный вопрос, как соотносятся данные правила с внутренним перемещением декораций из спектакля в спектакль.

Как прямо сказано в Рекомендациях № 1249, инвентарный номер, присвоенный объекту сценическо-постановочных средств, сохраняется за ним на весь период нахождения данного объекта в театре. Поэтому при перемещении декораций инвентарный номер не изменяется.

Инвентарные номера в обязательном порядке приводятся в первичных документах, служащих основанием для учета движения сценическо-постановочных средств при их поступлении и выбытии. Сказанное относится и к случаям оформления накладных при внутреннем перемещении декораций из спектакля в спектакль.

В соответствии с нормами Приказа Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н внутреннее перемещение декораций из спектакля в спектакль оформляется одним из следующих документов:

– накладной на внутреннее перемещение нефинансовых активов (ф. 0504102);

– требованием-накладной (ф. 0504204).

Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) применяется для оформления и учета перемещения объектов нефинансовых активов, в том числе основных средств. Накладная (ф. 0504102) выписывается передающей стороной (структурным подразделением – отправителем) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получающей и передающей сторон.

Требование-накладная (ф. 0504204) применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. Требование-накладную (ф. 0504204) составляет материально ответственное лицо структурного подразделения-отправителя, передающего материальные ценности подразделению-получателю или другому материально ответственному лицу, в двух экземплярах, один из которых служит основанием для передачи ценностей, а второй – для их принятия.  


[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.