Автор: С. В. Тяпухин

Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение" № 8/2016

Когда использование «онлайн-ККТ» станет обязательным? Какие организации вправе не применять положения нового закона?

В. В. Путин 03.07.2016 подписал Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ККТ), которого все ждали и одновременно опасались. Прокомментируем внесенные поправки. 

Положения Закона о ККТ (в новой редакции) будут действовать не только при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, но и при расчетах электронными средствами платежа. То есть первое, на что обращаем ваше внимание, – это то, что область применения названного закона расширяется. Так, например, покупателям интернет-магазинов в общем порядке будут выдаваться (а точнее, направляться на абонентский номер или адрес электронной почты) кассовые чеки либо бланки строгой отчетности.

Расчеты с использованием электронных средств платежа обеспечивают возможность дистанционного взаимодействия покупателя с пользователем ККТ в сети Интернет и исключают возможность непосредственного взаимодействия  покупателя  и продавца.

Второе: меняются практически все основные понятия, используемые в законе. Так, в частности, после вступления положений Федерального закона № 290-ФЗ в полную силу под ККТ будут пониматься ЭВМ, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ о применении ККТ. Ранее ККТ признавались контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью.

Стоит обратить внимание на новое определение бланка строгой отчетности (БСО): теперь это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ. Заметьте, в указанном определении ничего не сказано о том, что БСО может быть отпечатан типографским способом. Это связано с тем, что по новым правилам в обязанность пользователя ККТ входят выдача покупателю (клиенту) кассового чека или БСО и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направление кассового чека или БСО в электронной форме (при наличии технической возможности) (п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ в новой редакции).

К сведению

Между  тем  в  настоящее  время  продолжает  действовать  Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием  платежных карт без применения ККТ[1]. В соответствии     с п. 4 названного положения бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. Таким образом, в ближайшее время можно ожидать внесения поправок и в иные нормативно-правовые документы либо принятие кардинально новых положений.

Отметим также,  что организации и ИП, которые до даты вступления в силу комментируемого закона были вправе выдавать покупателям  (клиентам) БСО (и не применять ККТ), будут продолжать это делать по старым правилам (в том числе на бланках, отпечатанных типографским способом) до установленной даты (об этом ниже).

Как будет работать «онлайн-ККТ»?

В настоящее время в некоторых регионах РФ предприятия уже работают с «онлайн-кассами» – соответствующий пилотный проект стартовал в стране в 2014 году. В недалеком будущем практически все организации и предприниматели обязаны будут применять ККТ, передающую информацию о расчетах в налоговый орган в электронном виде. Очень упрощенно алгоритм взаимодействия участников процесса будет выглядеть так:

  1. Покупатель совершает покупку.
  2. Фискальный накопитель в ККТ (программно-аппаратное шифровальное средство защиты фискальных данных) формирует фискальный признак (достоверную информацию, сформированную особым способом), который распечатывается на чеке.
  3. Чек выдается (направляется) покупателю (при необходимости тот может проверить легитимность выданного чека).
  4. Одновременно данные вместе с фискальным признаком передаются через оператора фискальных данных (ОФД) в налоговую службу (ФНС).

Когда применение «онлайн-ККТ» станет обязательным?

Федеральный закон № 290-ФЗ вступил в силу 15.07.2016. Однако многие его положения начнут действовать позже. Повсеместное введение новых ККТ пройдет постепенно: комментируемым законом предусмотрено несколько ключевых дат.

 Что будет до 01.02.2017?

Комментируемый закон требует от организаций и индивидуальных предпринимателей заключить договор с оператором фискальных данных, а также передавать через названное лицо фискальные данные в налоговые органы. С момента вступления закона в силу (с 15.07.2016) и до 1 февраля 2017 года это будет делаться в добровольном порядке. (Договор на обработку фискальных данных является публичным и должен содержать в себе размер, условия и порядок оплаты услуг, предоставляемых оператором фискальных данных; срок действия договора; порядок расторжения договора.)

Ключевая дата – 1 февраля 2017 года

Организации и предприниматели вправе до 1 февраля 2017 года регистрировать ККТ по-старому (то есть в порядке, установленном Законом о ККТ в прежней редакции и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами). Такие ККТ (зарегистрированные в налоговых органах по старым правилам) применяются, перерегистрируются и снимаются с учета в порядке, предусмотренном Законом о ККТ в старой редакции, до 1 июля 2017  года.

Регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу оператором фискальных данных каждого кассового чека или БСО в электронной форме, после 1 февраля 2017 года не допускаются.

Таким образом, торговые организации, которые в настоящее время используют старые модели ККТ, могут продолжать их применять вплоть до 1 июля 2017 года. По истечении указанной даты делать это запрещается. После 01.02.2017 регистрировать (перерегистрировать) ККТ, не отвечающую требованиям комментируемого закона, налоговые органы не будут.

Учтите, замена ЭКЛЗ (напомним, что электронная контрольная лента защищенная меняется по мере ее заполнения либо при истечении установленного срока эксплуатации) является поводом для перерегистрации ККТ. Соответственно, если срок замены ЭКЛЗ приходится на период после 01.02.2017, налоговый орган регистрационные действия проводить не будет.

Ключевая дата – 1 июля 2018  года

Неприятный сюрприз ждет ИП и организаций-«спецрежимников», которые в настоящее время вправе не применять ККТ (но выдавать по требованию покупателя иной, подтверждающий оплату документ). В 2018 году они лишатся данного права. Предприниматели, применяющие ПСНО, а также организации и ИП, выбравшие спецрежим в виде уплаты ЕНВД, при осуществлении ими предпринимательской деятельности, установленной п. 2 ст. 346.26 НК РФ (в том числе розничной торговли, производимой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети), могут осуществлять налично-денежные расчеты без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя товарного чека, квитанции и т. п. до 1 июля 2018 года.

До той же даты (01.07.2018) вправе не применять ККТ, а вместо этого выдавать БСО организации и предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению. Причем делать это они могут по правилам, установленным Законом о ККТ, до внесения в него поправок.

Организации и предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, также могут не применять в составе автоматов ККТ до 01.07.2018.

Случаи-исключения

Как часто бывает, из общих правил есть исключения. О них – в данной части статьи.

«Отдаленные» организации

В отдаленных от сетей связи местностях пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных. Перечень таких местностей должен быть утвержден органом государственной власти субъекта РФ (п. 7 ст. 2 Закона о ККТ). 

«Специфические» организации

Статьей 2 Закона о ККТ предусмотрено, что организации и предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения ККТ при осуществлении, в частности, следующих видов деятельности:

  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта  РФ;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством РФ; 
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полимерной пленкой, парусиной, брезентом);
  • торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в  розлив;       
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов.

Новые требования, предъявляемые к кассовым чекам и БСО

Комментируемым законом установлены новые требования к ККТ, фискальному накопителю, кассовому чеку и бланку строгой отчетности. В частности, в кассовом чеке и БСО (за некоторым исключением) должны будут содержаться следующие обязательные реквизиты:

  1. наименование документа;  
  2. порядковый номер за смену; дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях – адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах – наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети Интернет – адрес сайта пользователя);
  3. наименование организации или Ф. И. О. предпринимателя, ИНН; применяемая при расчете система налогообложения; признак расчета (получение средств от покупателя (приход), возврат средств покупателю (возврат прихода), выдача средств покупателю (расход), получение средств от покупателя, ранее выданных ему (возврат  расхода));
  4. наименование товаров[2], платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС; сумма расчета с отдельным отражением ставок и сумм НДС по этим ставкам;
  5. форма расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумма оплаты;
  6. должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем, оформившего кассовый чек или БСО и выдавшего его покупателю (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети  Интернет); регистрационный номер ККТ;
  7. заводской номер экземпляра модели  фискального накопителя;
  8. фискальный  признак документа;
  9. адрес сайта уполномоченного органа в сети Интернет, на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;
  10. абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя в случае передачи ему кассового чека или БСО в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети Интернет, на котором документ может быть получен;
  11. адрес электронной почты отправителя кассового чека или БСО в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме; порядковый номер фискального документа;  
  12. номер смены;  
  13. фискальный признак сообщения.

Кассовый чек и бланк строгой отчетности могут содержать реквизиты, не указанные выше, с учетом особенностей сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты.

Административная ответственность

Комментируемым законом внесены многочисленные поправки в ст. 14.5 КоАП РФ. Представим их в виде таблицы.

Суть нарушения Наказание за нарушение
Неприменение ККТ в установленных законодательством РФ случаях (п. 2) – для должностных лиц – от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;
– для юридических лиц – от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.
Повторное совершение указанного выше правонарушения в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила в совокупности 1 млн руб. и более (п. 3) – для должностных лиц – дисквалификация на срок от года до двух лет;
– для ИП и юридических лиц – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Применение ККТ, которая не соответствует определенным требованиям, либо применение ККТ с нарушением установленных порядка регистрации (перерегистрации) ККТ, порядка и условий ее применения (п. 4)* – для должностных лиц – от 1 500 до 3 000 руб.;
– для юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб.
Непредставление организацией или ИП информации и документов по запросам налоговых органов или их представление с нарушением установленных сроков (п. 5) – для должностных лиц – от 1 500 до 3 000 руб.;
– для юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб.
Ненаправление организацией или ИП при применении ККТ покупателю кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю по его требованию (п. 6) – для должностных лиц – 2 000 руб.;
– для юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 руб.

* Положения п. 4 ч. 14.5 КоАП РФ применяются с 1 февраля 2017 года.

При этом лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им ККТ в случаях, установленных законом, либо о применении им ККТ, которая не соответствует определенным требованиям (равно как с нарушением предусмотренных законодательством порядка регистрации (перерегистрации), правил ее применения), и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой предусмотрена административная ответственность, освобождается от таковой за правонарушения, установленные п. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ, при соблюдении следующих условий:

1) на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

2) представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

* * *

Итак, большинство торговых организаций с 01.07.2017 обязаны будут применять «онлайн-ККТ». Для вновь созданных организаций, а также для тех, кому после 31.01.2017 необходимо будет произвести по тем или иным причинам перерегистрацию ККТ, этот момент наступит раньше – с 01.02.2017. «Вмененщики», которые в настоящее время вправе работать без ККТ, обязаны будут применять «онлайн-кассы» годом позже – с 1 июля 2018 года.

Мы рассмотрели далеко не все вопросы нового законодательства о ККТ. Думаем, что читателям будет интересно узнать, что зарегистрировать ККТ в недалеком будущем можно будет через личный кабинет контрольно-кассовой техники (без посещения налогового органа и предъявления ККТ). Об этом и о некоторых других нововведениях поговорим дополнительно.


[1] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359.

[2] В отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих один из спецрежимов (ПСНО, УСНО, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, спецрежим в виде уплаты ЕНВД) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, за исключением ИП, производящих торговлю подакцизными товарами, абз. 9 п. 1 ст. 4.7 Закона о ККТ в новой редакции (в отношении указания на кассовом чеке и БСО наименования товара (работы, услуги) и их количества) применяется с 1 февраля 2021 года.