Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
  

ТОП СТАТЕЙ  МЕСЯЦА
     
 
  1. Изменение законодательства для бухгалтера от 30.10.2014 
  2. Налог с продаж и совершенствование налоговой системы РФ 
  3. ВАС РФ: новые разъяснения по НДС 
  4. Новая форма индивидуальных сведений 
  5. Страховые взносы: изменения с 2015 года 
  6. Проверки трудовой инспекции 
 
     
самые читаемые  
самые полезные  
самые обсуждаемые


Материалы подготовлены группой консультантов-методологов АКГ "Интерком-Аудит"

Осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники


Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, но,

во-первых, только, в соответствии с порядком, установленным «Положением по применению ККМ» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745 «Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин»);

и, во-вторых, только при условии использования соответствующих этим случаям бланков строгой отчетности («Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ» ,утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 года №171 «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»).

Закон №54-ФЗ (пункт 3 статьи 2) четко определил виды деятельности (полный перечень), при осуществлении которых, в силу «специфики деятельности либо особенностей местонахождения» организаций и индивидуальных предпринимателей, допускаются денежные расчеты без применения ККТ:

- продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

- продажа ценных бумаг;

- продажа лотерейных билетов;

- продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

- обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

- торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

- разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

- продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

- продажа в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;

- торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

- торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;

- прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

- реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Также, без применения ККТ, осуществлять денежные расчеты могут организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Особенности осуществления денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники установлены, как уже упоминалось, в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 года №171, в соответствии с которым к «бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению».

Наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт с использованием бланков осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями в следующем порядке:

а) при оплате услуг наличными денежными средствами:

- заполняют бланк, за исключением места для подписи (кроме бланка, предназначенного для осуществления указанных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования),

- получают от клиента денежные средства,

- называют сумму полученных денежных средств и помещают их отдельно на виду у клиента,

- подписывают бланк (кроме бланка, предназначенного для осуществления указанных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования),

- называют сумму сдачи и выдают ее клиенту вместе с бланком. При этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно;

б) при оплате услуг с использованием платежной:

получают от клиента платежную карту,

заполняют бланк, за исключением места для подписи,

вставляют платежную карту в устройство считывания информации с платежных карт и получают подтверждение оплаты по платежной карте,

подписывают бланк,

возвращают клиенту платежную карту вместе с бланком и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты.

Допускается осуществление смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, другая - с использованием платежной карты, в соответствии с вышеназванным порядком. При этом выдача бланка, сдачи и возврат платежной карты должны производиться одновременно.

При заполнении бланка должно обеспечиваться одновременное оформление не менее чем 1 копии (с использованием копировальной или самокопировальной бумаги) либо бланк должен иметь отрывные части. Для пассажирского транспорта (кроме авиации) общего пользования допускается использование рулонной формы бланка.

Бланк (кроме бланков, предназначенных для денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования) должен содержать следующие обязательные реквизиты:

- сведения об утверждении формы бланка;

- наименование, шестизначный номер и серия;

- код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;

- наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- вид услуг;

- единица измерения оказания услуг;

- стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты;

- дата осуществления расчета;

- наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.

В случае отсутствия у организации или индивидуального предпринимателя соответствующего показателя, в строке ставится прочерк.

Форма используемого бланка должна соответствовать виду деятельности, для которого эта форма была утверждена.

Документы, оформленные на бланках, являются первичными учетными документами (кроме бланков, предназначенных для денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования).

Об учете бланков данной категории.

Учет бланков по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге по учету бланков. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации или индивидуальным предпринимателем, а также скреплены печатью (штампом).

Руководитель организации или индивидуальный предприниматель заключает с работником, которому поручается приобретение (получение), хранение и выдача бланков, а также прием от населения наличных денежных средств согласно оформленным бланкам, договор о материальной ответственности в соответствии с законом. Такому работнику работодателем (руководителем организации) должны быть созданы условия, обеспечивающие сохранность бланков. Инвентаризация бланков осуществляется одновременно с инвентаризацией находящихся в кассе наличных денежных средств и кассовых документов.

Бланки должны заполняться четко и разборчиво с использованием копировальной или самокопировальной бумаги либо без нее, если копии не предусмотрены. Подчистки, поправки и исправления на бланке не допускаются. Испорченные или неправильно заполненные бланки не уничтожаются, а перечеркиваются и прилагаются к кассовому отчету (ведомости, реестру) за тот день, в котором они выписаны.

При осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков проверяется наличие на обложках (наклеенных на книжках листах) использованных квитанционных книжек (других сброшюрованных бланков) печати организации или индивидуального предпринимателя и подписи главного бухгалтера (бухгалтера), сохранность копий бланков (корешков), отсутствие подчисток и исправлений, а также соответствие сумм, указанных в копиях (корешках), суммам, отраженным в ведомостях и реестрах, сдаваемых в бухгалтерию, или в кассовых отчетах. Возложение обязанностей по контролю за использованием бланков на лиц, осуществляющих выдачу бланков, не допускается.

Копии использованных бланков (корешков), подтверждающих суммы принятых наличных (и с использованием платежных карт) денежных средств, хранятся в организации или у индивидуального предпринимателя в систематизированном виде не менее 5 лет.

О формах бланков документов, допустимых для использования при осуществлении денежных расчетов без применения ККТ.

Формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, «но не позднее 1 января 2007 года» (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 года №171 «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»).

Итак, до введения в действие новых бланков строгой отчетности можно применять действующие в настоящее время формы бланков, утвержденные Минфином Российской Федерации.

Использовать можно только бланки, изготовленные типографским способом с обязательным указанием выходных типографических данных. Обязательные требования к содержанию реквизитов бланков изложены в Письме Минфина Российской Федерации от 23 августа 2001 года №16-00-24/70 «О документах строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением», согласно которому документы строгой отчетности должны содержать наряду с показателями, характеризующими специфику оформляемых операций, следующие обязательные реквизиты:

гриф утверждения, наименование формы документа;

шестизначный номер;

серия;

код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД);

дата осуществления расчета;

наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);

код ИНН;

вид оказываемых работ (услуг);

единицы измерения оказанных услуг (в натуральном и денежном выражении);

наименование должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления с личной подписью.

Каждый типографский бланк нумеруется, и если он при оформлении наличного денежного платежа оказался случайно испорчен, его следует сохранить, перечеркнув.

Бланк с заполненными строками по всем предусмотренным реквизитам, подписанный должностным лицом, приобретает юридическую силу и является первичным бухгалтерским документом.

Положения об основных требованиях к ведению бухгалтерского учета в части бухгалтерской документации, в том числе о первичных учетных документах, установлены Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в главе 2.

Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете первичных документов организаций различных форм собственности изложен в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Министерством финансов СССР 29 июля 1983 года №105.

Утвержденные Письмами Минфина Российской Федерации от 20 апреля 1995 года №16-00-30-33 «Об утверждении форм документов строгой отчетности» и от 11 апреля 1997 года №16-00-27-15 «Об утверждении форм документов строгой отчетности» формы бланков, являются бланками строгой отчетности и могут применяться организациями при оказании платных услуг населению при денежных расчетах и для учета наличных денежных средств без применения ККТ:

форма БО-1 «Наряд – заказ», «Квитанция», «Копия квитанции»;

форма БО-2 «Наряд – заказ», «Квитанция», «Копия квитанции»;

форма БО-3 «Наряд – заказ», «Квитанция», «Копия квитанции»;

форма БО-4 «Наряд – заказ», «Квитанция»;

форма БО-5 «Наряд – заказ», «Квитанция», «Копия квитанции»;

форма БО-6 «Обязательство – квитанция», «Копия обязательства – квитанции»;

форма БО-7 «Залоговый билет», «Копия залогового билета», «Опись вещей»;

форма БО-8 «Сохранная квитанция», «Копия сохранной квитанции», «Опись вещей»;

форма БО-9 «Кассовая ведомость приема выручки», «Копия кассовой ведомости приема выручки»;

форма БО-10 ДМ «Наряд – заказ», «Квитанция», «Копия квитанции»;

форма БО-11 «Листок учета выработки», «Талон»;

форма БО-12 «Наряд – заказ», «Квитанция», «Копия квитанции»;

форма БО-13 (01) «Наряд – заказ», «Квитанция», «Копия квитанции»;

форма БО-13 (02) «Наряд – заказ», «Копия - наряд – заказа», «Квитанция», «Копия квитанции»;

форма БО-14 «Наряд – заказ», «Копия - наряд – заказа», «Квитанция», «Копия квитанции».

Действующие правила предписывают перед использованием документов строгой отчетности этих форм зарегистрировать бланки в налоговых органах.

Если среди утвержденных бланков строгой отчетности нет бланка, который подходил бы организации по роду деятельности, тогда следует обратиться в Минфин Российской Федерации с вопросом рассмотреть и утвердить разработанный бланк и инструкцию по его изготовлению, применению, учету и хранению. Обращение в Минфин Российской Федерации будет рассмотрено только при условии, что сфера деятельности, при осуществлении которой требуются (с учетом целесообразности) специальные формы бланков, входит в соответствующий разрешительный перечень, приведенный в пункте 3 статьи 2 Закона №54-ФЗ.

Подводя итог, обращаем внимание на то, что организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги, в отношении которых (услуг) не были утверждены соответствующие формы бланков, при осуществлении денежных расчетов должны использовать контрольно-кассовую технику.

Более подробно с вопросами, касающимися порядка ведения кассовых операций и применения контрольно-кассовой, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Кассовые операции. Контрольно-кассовая техника».


Опубликовано на Audit-it.ru: 15 декабря 2005 г.
Оцените полезность статьи (5* - наивысшая):   12345    (текущий рейтинг: 4 | 5 человек проголосовало)
Add comment
Ваше имя:  
Код безопасности
Введите код безопасности
Ваш комментарий:

Если Вы зарегистрируетесь, то сможете получать новые комментарии по e-mail.