Компания ГАРАНТ

Покупатели в магазине рассчитываются наличными деньгами и с помощью карт банка. При расчете с помощью карт банк взимает комиссию. Как отразить в бухгалтерском учете магазина операции при расчете с помощью платежных карт?

В соответствии с п.п. 2.1 и 2.3 Положения ЦБР от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (далее - Положение N 266-П) физическое лицо может осуществлять с использованием дебетовых карт и кредитных карт, выданных кредитной организацией (эмитентом), оплату товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в валюте РФ на территории РФ, а также в иностранной валюте - за пределами территории РФ.

Пунктом 1.9 Положения N 266-П установлено, что на территории Российской Федерации кредитные организации (эквайреры), в частности, осуществляют расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт.

Для использования в расчетах пластиковых карт магазин заключает с банком - эмитентом платежных карт или кредитной организацией, осуществляющей расчеты по операциям с использованием платежных карт (эквайрером), договор о том, что магазин будет принимать в оплату товаров такие карты.

В п. 2.2.5 Методических рекомендаций по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5) установлен следующий порядок документального оформления при реализации товаров, оплачиваемых кредитными картами.

При предъявлении карты к оплате прежде всего производится ее авторизация, которая заключается в проверке наличия обеспечения средств под карту (по телефону, компьютерным сетям и т.д.). Продажа товаров оформляется выпиской товарных чеков (слипов), которые прокатываются на специальных машинах. В слипе указывают: имя держателя карты, название фирмы, в которой он работает, номер карты, дату совершения покупки, израсходованную сумму, тип платежной системы (VISA, Mastercard и др.), адрес магазина, гостиницы и т.п.

Слип заполняется в трех экземплярах под копирку: первый экземпляр вручается покупателю, второй - сдается инкассатору, третий - передается в бухгалтерию при кассовом отчете. Покупатель расписывается в слипе, подлинность его подписи проверяется работником магазина.

Сроки инкассации слипов устанавливаются в зависимости от их количества и общей суммы. Перед приездом инкассатора составляется реестр слипов с указанием их числа и суммы. Реестр заполняется в двух экземплярах: первый передается со слипом инкассатору, второй - с распиской инкассатора остается в торговой организации.

Реестры со слипами сдаются в банк, который зачисляет на счет торговой организации причитающиеся ему денежные средства за проданные товары.

В документах на зачисление денег указываются даты реестров слипов и суммы денежных средств.

Пунктом 2.9 Положения N 266-П установлено, что основанием для составления расчетных и иных документов для отражения сумм операций, совершаемых с использованием платежных карт, в бухгалтерском учете участников расчетов является реестр платежей или электронный журнал.

При совершении операций с использованием платежной карты документы составляются на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Документ по операциям с использованием платежной карты является основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и (или) служит подтверждением их совершения (п. 3.1 Положения N 266-П).

Пунктом 3.3 Положения N 266-П установлено, что документ по операциям с использованием платежной карты должен содержать следующие обязательные реквизиты:

- идентификатор банкомата, электронного терминала или другого технического средства, предназначенного для совершения операций с использованием платежных карт;

- вид операции;

- дата совершения операции;

- сумма операции;

- валюта операции;

- сумма комиссионного вознаграждения (в случае невзимания комиссионного вознаграждения кредитная организация - эквайрер информирует держателя платежной карты - соответствующей надписью об его отсутствии);

- код авторизации;

- реквизиты платежной карты.

Оплата товара при помощи расчетной (дебетовой) или кредитной карты не является основанием, освобождающим организацию от применения ККТ и выдачи покупателю кассового чека (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт").

Выручка от продажи товаров является доходом от обычных видов деятельности и учитывается в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). При реализации товара сумма выручки определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (п.п. 5, 6, 6.1, 12 ПБУ 9/99).

Оплата товаров, произведенная посредством банковских карт, может отражаться в бухгалтерском учете с применением счета 57 "Переводы в пути" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). При этом сумма выручки от продажи товара отражается по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка", в корреспонденции с дебетом счета 57 "Переводы в пути" в момент реализации товара. Зачисление денежных средств на расчетный счет организации отражается по дебету счета 51 "Расчетные счета" в корреспонденции с кредитом счета 57 "Переводы в пути".

Для удобства рассмотрим отражение операций на примере. Предположим, что наличная выручка организации розничной торговли за день составила 826 000 руб. Кроме того, 106 200 руб. было оплачено с использованием платежных карт. Себестоимость реализованного за день товара составила 600 000 руб. Согласно договору, заключенному с банком, комиссия банка составляет 3% от оплаченной покупателями суммы.

В рассматриваемом случае операции могут быть отражены следующим образом:

Дебет 50 "Касса" Кредит 90 "Продажи", субсчет "Выручка"
- 826 000 руб. - отражена выручка от продажи товаров за наличный расчет;

Дебет 90, субсчет "НДС" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС"
- 126 000 руб. - отражена сумма НДС с продаж за наличный расчет (проводка формируется в случае, если организация является плательщиком НДС; 826 000 руб. х 18/118);

Дебет 57 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит 90 "Продажи", субсчет "Выручка"
- 106 200 руб. - отражена реализация товаров, оплаченных покупателями по платежным картам;

Дебет 90, субсчет "НДС" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС"
- 16 200 руб. - отражена сумма НДС с продаж, оплаченных платежными картами (проводка формируется в случае, если организация является плательщиком НДС; 106 200 руб. х 18/118);

Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41 "Товары"
- 600 000 руб. - списана фактическая себестоимость реализованного товара;

Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 57 "Переводы в пути"
- 3186 руб. - отражена к удержанию сумма комиссии банка (106 200 руб. х 3%);

Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 57 "Переводы в пути"
- 103 014 руб.- на расчетный счет зачислены суммы, оплаченные по платежным картам, за минусом стоимости услуг банка (106 200 руб. - (106 200 руб. х 3%));

Дебет 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит 76
- 3186 руб. - комиссия банка учтена в составе прочих расходов (106 200 руб. х 3%).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Ананьева Лариса

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

17 января 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.