ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Банковские операции осуществляются по счетам на основании расчетных документов.

Расчетный документ представляет собой оформленный документ на бумажном носителе или электронный платежный документ:

·   распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

·   распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

При осуществлении безналичных расчетов в формах, предусмотренных Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П, используются следующие расчетные документы:

·   платежные поручения;

·   аккредитивы;

·   чеки;

·   платежные требования;

·   инкассовые поручения.

В Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 011-93 от 15 октября 2003 года (класс «Унифицированная система банковской документации») установлено, что расчетные документы на бумажных носителях оформляются на бланках документов.

Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин, но в некоторых случаях допускается использование копий бланков расчетных документов полученных на множительной технике без искажений.

Установлены определенные размеры полей бланков расчетных документов и существуют отклонения от установленных размеров, которые составляют 5 мм и не более, при этом обязательно сохраняется их расположения и размещения бланков расчетных документов на листе формата А4. При распечатывании бумажных копий расчетных документов, составленных в электронной форме, размеры полей должны быть приближены к размерам полей бланков расчетных документов на бумажном носителе, установленным Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П, с учетом технических возможностей печатающих устройств. В бумажных копиях расчетных документов указываются наименования расчетных документов и номера форм по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД) ОК011-93, установленные Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П. В бумажной копии расчетного документа допускается наличие реквизитов, не предусмотренных Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, расположенных вне формата бланка расчетного документа (Указания ЦБ Российской Федерации от 24 апреля 2003 года №1274-у «Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России»).

Оборотные стороны бланков расчетных документов должны быть чистыми.

Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, (исключение составляют чеки, которые заполняются ручками с пастой или чернилами черного, синего, фиолетового цвета).

Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. На расчетных документах должны быть четкими оттиск печати и оттиск штампа банка.

При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, которые отведены для их проставления.

Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов.

На основании Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П установлено, что расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:

·   наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;

·   номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

·   вид платежа;

·   наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (далее ИНН);

·   наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (далее БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

·   наименование получателя средств, номер его счета, ИНН;

·   наименование и местонахождение банка получателя, его БИК, номер корреспондентского счета или субсчета;

·   назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой. Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П;

·   сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

·   очередность платежа;

·   вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;

·   подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).

Поля «Плательщик», «Получатель», «Назначение платежа», «ИНН» (ИНН плательщика), «ИНН» (ИНН получателя), а также поля 101 - 110 в расчетных документах на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежей заполняются с учетом требований, установленных Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в нормативных правовых актах, принятых совместно или по согласованию с Банком России;

·   поля, реквизиты которых не имеют значений, остаются незаполненными;

·   исправления, помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются;

·   расчетные документы действительны в течение десяти календарных дней.

Налоговое ведомство своим Письмом от 23 декабря 2004 года №24-3-03/935 «О замене документов иностранных организаций, подтверждающих их постановку на учет/учет в налоговых органах» обязывает банки сверять ИНН клиента с ИНН, который указан в документах, подтверждающих постановку на учет в налоговых органах и выданных после 1 октября 2003 года при представлении иностранными организациями расчетных документов.

В случае несоответствия данных, банкам не следует принимать расчетные документы к исполнению. Это сделано с целью не допустить осуществления платежей на основании расчетных документов с указанием недействительных и не подлежащих применению ИНН и КИО.

Расчетные документы заполняются идентично и предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимых для участников расчетов.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы и оттиска печати, или одной подписи и оттиска печати, заявленных в карточке с образцами подписей.

По операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, расчетные документы подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы.

При поступлении от клиентов расчетных документов банк осуществляет проверку в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета и Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П.

Банком не принимаются расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований.

Списание банком денежных средств со счета клиента производится на основании первого экземпляра расчетного документа.

Плательщики имеют право отозвать свои платежные поручения, получатели средств (взыскатели) - расчетные документы, принятые банком в порядке расчетов по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения), не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента и помещенные в картотеку по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки:

·   в полной сумме;

·   частично оплаченные в сумме остатка.

Частичный отзыв сумм по расчетным документам не допускается.

Отзыв расчетных документов осуществляется на основании заявления клиента, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, с указанием необходимых для осуществления отзыва следующих реквизитов:

·   номера;

·   даты составления;

·   суммы расчетного документа;

·   наименования плательщика или получателя средств.

Два экземпляра заявления на отзыв подписываются лицами, имеющими право подписи расчетных документов, заверяются оттиском печати и представляются в банк, обслуживающий плательщика, - по платежным поручениям или получателя средств (взыскателя) - по платежным требованиям и инкассовым поручениям.

Первый экземпляр заявления на отзыв помещается в документы дня банка.

Второй возвращается клиенту.

Банк, обслуживающий получателя средств, производит отзыв платежных требований и инкассовых поручений на основании письменного заявления клиента, направленного в банк плательщика.

Отозванные платежные поручения возвращаются банками плательщикам; расчетные документы, полученные в порядке расчетов по инкассо, - получателям средств (взыскателям) после их поступления от банков, обслуживающих плательщиков.

С 1 января 2005 года неправильно заполненные расчетные документы не принимаются кредитными организациями, так как Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П установлено, что расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.

Количество цифр в КБК увеличилось, Центральный банк Российской Федерации Указанием от 25 августа 2004 года №1493-У «О внесении изменений и дополнений в Указание Банка России от 24 апреля 2003 года №1274-У «Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России» увеличил максимальную длину поля 104 в платежном поручении до 20 символов.

В случае закрытия счета клиента, возврат расчетных документов из картотеки осуществляется в следующем порядке:

·   платежные поручения возвращаются плательщику;

·   расчетные документы, которые поступили в порядке расчетов по инкассо, возвращаются получателям средств через банк, с указанием даты закрытия счета;

·   при возврате расчетных документов, банк составляет опись, которая хранится с юридическим делом клиента, счет которого закрывается;

·   при невозможности возврата платежных требований и инкассовых поручений, в случае ликвидации банка получателя (взыскателя), или отсутствия информации о местонахождении получателя средств (взыскателя), они подлежат хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается;

·   при возврате принятых, но не исполненных по каким либо причинам расчетных документов, отметки банков, подтвердившие их прием, перечеркиваются банком. На оборотной стороне первого экземпляра платежного требования и инкассового поручения делается отметка о причине возврата; проставляются дата, штамп банка, подписи ответственного исполнителя и контролирующего работника. В журнале регистрации платежных требований и инкассовых поручений делается запись с указанием даты возврата.

Не допускается исправления в расчетных документах следующими нижеперечисленными законодательными актами.

На основании пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

В соответствии с положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, установлено, что кредитная организация имеет право отказать в приеме расчетного документа, в случае, если:

·   удостоверение прав распоряжения счетом признано сомнительным;

·   при нарушении требований по оформлению документа.

При приеме распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных документов, внесение каких-либо исправлений в поступившие документы не допускается.

При приеме расчетных и кассовых документов на бумажных носителях ответственный исполнитель (бухгалтер, контролер) обязан проверить:

·   соответствует ли документ установленной форме бланка;

·   заполнены ли все предусмотренные бланком реквизиты;

·   правильно ли указаны банковские реквизиты;

·   соответствует ли печать и подписи распорядителя счетом, заявленным кредитной организацией образцам.

Расчетные документы, принятые кредитной организацией к исполнению, должны оформляться подписью бухгалтерского работника, осуществившего их прием и проверку, с указанием даты приема.

Приказом Минфина Российской Федерации №86н, МНС Российской Федерации №БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 года «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей», не допускается внесение исправлений в кассовые и банковские документы. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься, но лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с указанием даты внесения исправлений.

В приходных и расходных кассовых ордерах исправления не допускаются.

Ошибки в первичных документах, созданных вручную (за исключением кассовых и банковских), исправляются следующим образом: зачеркиваются неправильный текст или суммы одной чертой и надписываются над зачеркнутым исправленный текст или суммы.

Исправление ошибки в первичном документе подписывается словом «исправлено», подтверждается подписью лиц, подписавших документ, и указывается дата исправления.

Более подробно с вопросами, касающимися безналичных расчетов, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Безналичные расчеты».