Компания ГАРАНТ

Исключительное право на товарный знак зарегистрировано организацией в установленном порядке. Свидетельство на товарный знак получено. Нужно ли амортизировать товарный знак, если да, то каков срок амортизации с учетом того, что сама организация создана на определенный срок?

Гражданско-правовые аспекты

На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (п. 1 ст. 1477 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1491 ГК РФ исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При этом срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз (п. 2 ст. 1491 ГК РФ).

Налог на прибыль организаций

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, которая определяется как разница между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, в свою очередь, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ).

Следует учитывать, что при формировании налогооблагаемой прибыли не учитываются расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества, за исключением расходов, указанных в п. 9 ст. 258 НК РФ (п. 5 ст. 270 НК РФ). Данные затраты формируют первоначальную стоимость объектов амортизируемого имущества (п.п. 1, 3 ст. 257 НК РФ).

Амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Исключительное право на товарный знак, удостоверенное свидетельством, используемое в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев), способное приносить экономические выгоды (доход), признается нематериальным активом (п. 3 ст. 257 НК РФ).

Таким образом, расходы на создание товарного знака, отвечающего требованиям п. 1 ст. 256, п. 3 ст. 257 НК РФ, признаются в расходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль посредством начисления амортизации.

По мнению специалистов финансового и налогового ведомств, для нематериальных активов является актуальным требование п. 1 ст. 256 НК РФ о величине первоначальной стоимости (смотрите, например, письмо Минфина России от 12.03.2012 N 07-02-06/49, письмо ФНС России от 24.11.2011 N ЕД-4-3/19695@). Если придерживаться данной позиции, то затраты на создание нематериальных активов, в том числе и товарных знаков, первоначальная стоимость которых не превышает 40 000 рублей, могут учитываться в составе материальных расходов единовременно при вводе в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, письмо ФНС России от 01.11.2011 N ЕД-4-3/18192).

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 258 НК РФ установлено, что определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика, если организация создана на определенный срок). При этом налогоплательщик не вправе определять срок полезного использования товарных знаков в порядке, установленном абзацем 2 п. 2 ст. 258 НК РФ.

Как уже отмечалось, свидетельство на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, что свидетельствует о возможности установления срока полезного использования товарного знака исходя из срока действия свидетельства, уменьшенного на период времени, прошедшего со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности до дня выдачи свидетельства.

В то же время возможность продления срока действия исключительного права на товарный знак неограниченное число раз создает предпосылки для квалификации данного вида нематериальных активов как актива, по которому невозможно определить срок полезного использования (смотрите, например, материал: Определяем срок полезного использования НМА (А. Климов, "Актуальная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2012 г.)). Если придерживаться данной точки зрения, то срок полезного использования товарного знака в налоговом учете будет составлять 10 лет, но не более срока деятельности налогоплательщика, если организация создана на определенный срок (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 05.08.2011 N 03-03-06/1/454).

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:

- Энциклопедия решений. Учет НМА, созданных в организации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

30 июня 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.