ИП применяет УСН с объектом "доходы". Наемные работники у индивидуального предпринимателя отсутствуют. Нужно ли подавать РСВ-1 и индивидуальные сведения в Пенсионный фонд РФ и ФСС-4 в ФСС РФ, если нет выплат физическим лицам по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев и года?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Индивидуальным предпринимателем, не имеющим наемных работников, форма РСВ-1 ПФР и форма 4-ФСС РФ за периоды 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и год не представляются.
Также отсутствует у предпринимателя, не производящего выплат работникам, обязанность по представлению в ПФР РФ форм персонифицированного учета (СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-2, АДВ-6-3) по срокам до 1 августа 2010 года и до 1 февраля 2011 года.
Обоснование вывода:
1. Представление форм РСВ-1 ПФР и 4-ФСС РФ
В силу пп. б) п. 1 и п. 2 части 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым, в частности, относятся:
- индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;
- индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
При этом если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Как мы поняли из содержания вопроса, ИП не имеет наемных работников, следовательно, является плательщиком взносов по одному основанию (п. 2 части 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ) как плательщик страховых взносов, не производящий выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен ст. 15 Закона N 212-ФЗ.
Согласно части 9 этой статьи индивидуальный предприниматель (плательщик страховых взносов, который производит выплаты физическим лицам) ежеквартально представляет в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
- до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФ РФ - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования;
- до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС РФ - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС РФ, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
На сегодняшний день приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н утверждена форма РСВ-1 ПФР "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Как мы видим, из норм ст. 15 Закона N 212-ФЗ и самого названия формы РСВ-1 ПФР вытекает, что она применяется плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. То есть Закон N 212-ФЗ не устанавливает обязанность плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять отчетность по форме РСВ-1 ПФР.
Поэтому индивидуальным предпринимателем, не имеющим наемных работников, форма РСВ-1 ПФР по итогам 1 квартала, полугодия, 9 месяцев и года не представляется.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов такой категорией плательщиков взносов (не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам) установлен ст. 16 Закона N 212-ФЗ. Согласно части 5 этой статьи плательщики страховых взносов представляют в соответствующий территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Приказом Минздавсоцразвития России от 12.11.2009 N 895н утверждена форма РСВ-2 ПФР "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Именно ее и нужно будет представить по итогам 2010 года в ПФ РФ не позднее 1 марта 2011 года ИП, не имеющему в 2010 году наемных работников.
В отношении формы 4-ФСС РФ сообщаем.
Частью 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам уплачивают страховые взносы в ПФ РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. При этом согласно части 5 этой статьи они не исчисляют и не уплачивают страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ.
В свою очередь, в ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" говорится, что страхователем является физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Физические лица, заключающие с работниками трудовые договоры (гражданско-правовые договоры, согласно которым работодатель обязан уплачивать страховые взносы), признаются страхователями в отношении этих работников и подлежат обязательной регистрации в ФСС РФ. Порядок регистрации ИП в качестве страхователей в органах ФСС РФ утвержден постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27 (далее - Порядок N 27). Согласно п. 5 Порядка N 27 регистрация страхователей осуществляется на основании заявлений по формам, установленным приложениями N 1 и 2, представляемых физическим лицом в срок не позднее 10 дней со дня заключения с первым из нанимаемых работников трудового договора либо соответствующего гражданско-правового договора, согласно условиям которого страхователь обязан уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ).
В рассматриваемой ситуации ИП не имеет наемных работников, то есть у него нет заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера с условием об уплате взносов на страхование от НС и ПЗ. Следовательно, у него отсутствует обязанность по регистрации в органах ФСС РФ в качестве страхователя и, соответственно, обязанность представлять отчетность в органы ФСС РФ.
Поэтому в рассматриваемом случае форма 4-ФСС РФ, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н, индивидуальным предпринимателем в территориальный орган ФСС РФ по итогам 1 квартала, полугодия, 9 месяцев и года не представляется.
2. Индивидуальный (персонифицированный) учет
Часть 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ (далее - закон N 213-ФЗ) предусматривает, что в целях реализации Федерального закона от N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год.
Законом 213-ФЗ установлено, что страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
В то же время, согласно ст. 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный предприниматель, не имеющий наемных работников, страхователем не признается.
Он относится к другой категории плательщиков. Так, согласно ст. 1 Закона N 27-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, - застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Такие физические лица, самостоятельно уплачивающие взносы, представляют в ПФР РФ сведения о сумме уплаченных ими за себя страховых взносов обязательного пенсионного страхования, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии (п. 5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).
Законом N 213-ФЗ в эту норму внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 года. Так, согласно будущей редакции физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, будет подавать сведения не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом.
Принимая во внимание изложенное, поскольку обязанность по представлению сведений индивидуального персонифицированного учета установлена для страхователей, индивидуальный предприниматель, не имеющий наемных работников, формы индивидуального (персонифицированного) учета (формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-2, АДВ-6-3) по итогам отчетных периодов 2010 года не представляет.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена
22 июля 2010 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Вопрос К.Завьялову. Арбитражный управляющий - пенсионер Министерства обороны до 2010 г. был освобожден от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно Постановлению Правительства РФ от 26.09.2005 N 582 (+Определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О). Распространяется ли данное освобождение на уплату страховых взносов с введением в действие ФЗ-212?
С уважением, Ляшенко Георгий Иванович, СПб. dom@radiogardarica.ru
А как же РСВ-2 ПФР, которую предприниматели, не производящие выплаты физлицам, обязаны представить в ПФ за 2010 год (Приказ Минздравсоцразвития России №895н от 12.11.2009 г.)?
Несмотря на очевидность выводов экспертов об отсутствии обязанности ИП и приравненных к ним лицам представлять в ПФР формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-2, АДВ-6-3, отделения пенсионного фонда всё-таки выдвинули такое требование, причем на магнитных носителях. Как расценивать этот факт: юридическая неграмотность руководящих работников или просто тупость?
Я например вообще не вижу необходимости вводить обязательную отчётность для предпринимателей. Есть лицевые счета на которые поступают средства.Есть в пенсионном база данных. Письма всё равно рассылают ежегодно. Вот и направляли бы выписки с этих лицевых счетов..."за год было перечисленно столько-то...если не согласны с указанной суммой, поситите песинный фонд до такого-то числа"...
Если честно, кроме того, что под эти всевозможные программы выделяются огромные деньги, и тем, кто сидят в министерствах как-то показывать работу...типа вводить инновации - смысла вообще не вижу. Программы не доработанные большей частью. Индивидуальные сведения на работников в некоторых случая вообще свести почти невозможно, т.е. одни и те же формулы, не всегда применимы. Программисты ссылаются на то, что пенсионный фонд не даёт точного алгоритма для рассчёта коэффицента. И так же поясняет, что все с этим связанные проблеммы ложатся исключительно на плечи страхователя.
Всё это видится каким-то издевательством.
С налоговой хоть как проще (тьфу, тьфу) сейчас...программы относительно отработаны. А у ПФР проги разные, некоторые виды отчётов приходятся делать - часть в одной, часть в другой...не все функции одинаково разработаны.
Всё это вызывает лишь раздражение. Везде кричат "упрощают всё", а когда человек касается, всё обстоит не так совсем. И это во всех областях.
Извиняюсь за ошибки, допущенные в вышеизложенном тексте...к сожалению отредактировать нельзя:-(
Извиняюсь за ошибки, допущенные в вышеизложенном тексте...к сожалению отредактировать нельзя:-(
Если зарегистрироваться на сайте, то можно редактировать добавленные сообщения. Рекомендую.
В г. Калининграде в ОПФ по Октябрьскому району от ИП, не имеющих наемных работников, кроме формы РСВ-2 ПФР требуют предоставление форм СЗВ-6-1 и АДВ-6-3. На мой взгляд, это является не правомерным по указанным в статье основаниям.
Почему требуют предоставление этих форм? Думаю из-за неграмотности руководящих и рядовых сотрудников фонда. К примеру, когда я попытался сдать отчет по форме РСВ-2, сотрудник фонда просмотрев его выявила такие недостатки: суммы начисленных взносов были отражены в целых рублях. Этот "специалист" не долго думая ручкой написала правильные, на ее взгляд, показатели с копейками и вернула мне отчет для исправления. Хотя пунктом 1.2 порядка заполнения этой формы ясно дано указание на заполнение денежных показателей в полных рублях. Да и во всех других формах отчетности давно установлены аналогичные требования. Это говорит о низкой квалификации специалистов фонда. И в целом, к большому сожалению, отношение специалистов указанного отделения ПФ было крайне не дружелюбно с самого порога их кабинета.
Предлагаю представлять только установленные Законом формы отчетности, в данном случае только РСВ-2. Так сам и собираюсь поступить. Давайте вместе поможем специалистам ПФ разобраться в действующем законодательстве. А тем специалистам, кто этого не пожелает, считаю не место в рядах добросовестных сотрудников ПФ.
Поэтому планирую свой отчет отправить по почте и забыть.
а по-русски нельзя написать, какие именно документы нужно предоставить ИП в ПФР для отчетности.
Одним абзацем, без всяких законов и объяснений.
Бухгалтерские тексты - как шифровки какие-то, понимают только бухгалтеры
Являюсь ИП без работников УСН-6%
Сдал РСВ-2 а также СЗВ-6-1, АДВ-6-2, АДВ-6-3 16 марта 2011.
В ПФ говорят, что надо заплатить штраф за просрочку РСВ-2 600 руб.
и за просрочку СЗВ-6-1 1039 руб. Буду писать претензию в ПФ о неправомерности требования СЗВ-6-1, АДВ-6-2, АДВ-6-3 и соответственно штрафа. Какие еще можно предоставить аргументы, кроме того, что я не являюсь страхователем?
Александр, смотрите ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 7 июля 2010 г. N 166п ォО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 31 ИЮЛЯ 2006 Г. N 192Пサ п. 3 и п. 71, а также письмо Исполнительной дирекции ПФР от 27.07.2010 ? 08-24/7933 "О представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета в 2010 году". В общих чертах, там сказано, что формы СЗВ-6-1, АДВ-6-2, АДВ-6-3 заполняются страхователями.