ООО "Инвест-аудит"

01.07.2017 года вступают в силу значительные изменения в Федеральный закон от 08.02.1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон о ООО) и Федеральный закон от 26.12.1995г.№208-ФЗ «Об акционерных обществах», внесенные Федеральным законом от 03.07.2016г. №343-ФЗ (далее №343-ФЗ). Изменения посвящены регулированию крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Остановимся подробнее на крупных сделках, совершаемых обществами с ограниченной ответственностью.

Нельзя не отметить, что в отличие от существующего ныне законодательного регулирования (ст. 46 Закона об ООО), коренным образом изменился законодательный подход к определению крупной сделки.

Так, с 01.01.2017г. для квалификации сделки в качестве крупной необходимо установить, что:

- сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности общества;

- связана с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо или косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

А в отношении аренды и лицензионных договоров, новой редакцией ст. 46 Закона об ООО, помимо нетипичности (выхода за пределы обычной хозяйственной деятельности), установлен отдельный признак – сделка должна предусматривать обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимости составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

Из анализа указанных норм следует, что основным критерием для квалификации сделки в качестве крупной будет являться признак «выхода за пределы обычной хозяйственной деятельности общества». В действующем законодательстве указанный признак существует в конструкции нормы ст. 46 Закона в ином виде: сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности относятся к числу сделок-исключений, не подлежащих отнесению к категории крупных (п. 1 ст. 46 Закона об ООО).

Примечательно, что в п. 8 новой редакции ст. 46 Закона законодатель предусмотрел, что под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, понимаются любые сделки, которые приняты в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.

Таким образом, сделка будет признаваться совершенной в пределах обычной хозяйственной деятельности, если она:

  • во-первых, является стандартной, т.е. принятой в деятельности общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, независимо от того совершалась ли она обществом ранее;

  • во-вторых, не приводит к прекращению деятельности общества, изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.

Представляется, то столь щедрое использование законодателем оценочных понятий «принятая в деятельности», «аналогичные виды деятельности», «существенное изменение масштабов» при формулировании понятия «сделка, не выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности» одной стороны, безусловно, придает гибкость правовому материалу, однако может вызвать немало противоречий в толковании положений рассматриваемой статьи. Причем действующая правоприменительная ситуация не позволяет, на наш взгляд, оценить направление, по которому пойдет судебная практика.

Следующим важным аспектом, касающимся совершаемых обществами крупных сделок, является уточнение порядка определения стоимости отчуждаемого имущества в целях признания сделки крупной.

В действующей редакции закона установлено унифицированное правило, согласно которому стоимость отчуждаемого обществом в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого обществом имущества - на основании цены предложения (п. 2 ст. 46 Закона об ООО).

Со вступлением изменений в силу такая стоимость будет определяться дифференцированно в зависимости от конкретной ситуации:

  • при отчуждении или возникновении возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется наибольшая из двух величин - балансовая стоимость такого имущества и цена его отчуждения;

  • при приобретении имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется цена приобретения такого имущества;

  • в случае передачи имущества общества во временное владение и (или) пользование с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется балансовая стоимость передаваемого во временное владение или пользование имущества;

  • в случае совершения обществом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок по приобретению акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества, которые повлекут возникновение у общества обязанности по приобретению акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) в соответствии с гл. XI.1 Федерального закона от 26.12.1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах), с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется цена всех акций, которые могут быть приобретены обществом по таким сделкам, в соответствии с гл. XI.1 названного Закона.

Императивные требования к содержанию решения о согласии на совершение крупной сделки (решения о последующем одобрении сделки) существенному изменению не подверглись, но регламентация данного аспекта законодателем дана более четкая.

В тексте закона теперь прямо установлено, что решение о согласии на совершение или о последующем одобрении сделки может также содержать указание:

  • на минимальные и максимальные параметры условий сделки (верхний предел стоимости покупки имущества или нижний предел стоимости продажи имущества) или порядок их определения;

  • на согласие на совершение ряда аналогичных сделок;

  • на альтернативные варианты условий сделки, требующей согласия на ее совершение;

  • на согласие на совершение сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно;

  • на срок, в течение которого действительно такое решение. Если данный срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий сделки, на совершение которой было дано согласие, либо обстоятельств, в которых давалось согласие.

Отдельно закреплено, что крупная сделка может быть заключена под отлагательным условием получения надлежащего согласия на ее совершение в порядке, установленном Законом об ООО.

Значительные изменения коснутся с 01.01.2017г. и порядка оспаривания крупных сделок.

В действующей редакции Закона оспорить сделку (признать ее недействительной) может как общество, так и любой его участник (п. 4 ст. 46 Закона об ООО).

Принятые в Закон изменения ввели заметные ограничения: теперь крупная сделка, совершенная с нарушением порядка получения согласия на ее совершение, может быть признана недействительной в соответствии со статьей 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации по иску общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его участников, обладающих не менее чем один процентом общего числа голосов участников общества.

Существенные изменения коснулись и оснований для оспаривания крупных сделок.

Так, в п. 5 ст. 46 Закона в новой редакции установлено, что суд отказывает в удовлетворении требований о признании крупной сделки, совершенной с нарушением порядка получения согласия на ее совершение, недействительной при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • к моменту рассмотрения дела в суде представлены доказательства последующего одобрения такой сделки;

  • при рассмотрении дела в суде не доказано, что другая сторона по такой сделке знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества крупной, и (или) об отсутствии надлежащего согласия на ее совершение.

Ныне действующая редакция, помимо обозначенных оснований содержит еще два:

  • голосование участника общества, обратившегося с иском о признании крупной сделки, решение об одобрении которой принимается общим собранием участников общества, недействительной, хотя бы он и принимал участие в голосовании по этому вопросу, не могло повлиять на результаты голосования;

  • не доказано, что совершение данной сделки повлекло или может повлечь за собой причинение убытков обществу или участнику общества, обратившемуся с соответствующим иском, либо возникновение иных неблагоприятных последствий для них.

Сравнение норм закона в действующей и новой редакции позволяет сделать вывод о кажущемся упрощении процедуры оспаривания крупных сделок в части сужения круга подлежащих доказыванию обстоятельств. Однако очевидно, что юридические и технические аспекты доказывания станут сложнее. При этом измененный порядок оспаривания также свидетельствует и о наличии тенденции к сужению влияния миноритарных участников общества на распределение имущественных и финансовых потоков и осуществление сделок обществом в целом, что нельзя признать удачным.

В свете описанных изменений полагаем, что следует ожидать переориентации судебной практики в вопросах квалификации сделок в качестве крупных, формирования новых правоприменительных подходов к конкретизации толкования понятия «крупная сделка» и практики оспаривания крупных сделок в целом.

Разрабатывая проект Федерального закона № 343-ФЗ, в качестве конечной цели реформирования институтов крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность в деятельности хозяйственных обществ, законодатель ставил повышение уровня корпоративного управления, обеспечивающего защиту права собственности и интересов инвесторов.1

Однозначную оценку практическим аспектам рассмотренных нововведений давать пока рано.Тем не менее, будем надеяться, что правоприменительная практика будет идти по намеченному Правительством РФ пути.


1 Пункт 37 Плана мероприятий «Дорожной карты» по созданию Международного финансового центра в Российской Федерации», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.06.2013г.№1012-р