Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo - Consulting & audit

Федеральными законами от 01.05.2016 г. №130-ФЗ и №134-ФЗ внесены существенные изменения в налоговое законодательство. Большинство поправок вступает в силу 2 июня 2016 г. Проанализируем наиболее значимые из них.

Проявление должной осмотрительности

Законом №134-ФЗ изменена редакция п.1 ст.102 НК РФ, в которой речь идет о сведениях, составляющих налоговую тайну.

С 1 июня 2016 г. такие сведения, как:

  • среднесписочная численность работников компании за календарный год;

  • уплаченные суммы налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;

  • суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности не являются налоговой тайной.

Указанная информация подлежит размещению на официальном сайте ФНС РФ в соответствующем разделе. На этом же сайте будет опубликована информация о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, применяемых спецрежимах и участие в консолидируемых группах налогоплательщиков.

Целью публикации приведенной информации является предоставление налогоплательщику возможности самостоятельной проверки благонадежности контрагентов.

Напомним, что с целью обоснованного учета расходов для целей исчисления налога на прибыль, компаниям следует проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов (п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. №53).

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

При этом налоговый орган должен собрать достоверные доказательства в подтверждение заявленных доводов о недобросовестности заявителя и направленности его умысла на получение необоснованной налоговой выгоды (Постановление АС Поволжского округа от 26.05.2016 г. №А12-33971/2015).

Например

В одном из споров налоговая инспекция привела доводы о том, что банк должен был располагать сведениями о признании контрагента банкротом. Поэтому при поступлении от его имени распоряжения о перечислении денежных средств после введения в отношении должника процедуры конкурсного производства, подписанного не конкурсным управляющим, банк должен был при должной степени заботливости и осмотрительности предпринять все возможные с его стороны действия по проверке распоряжения своего клиента. В качестве аргумента налоговая инспекция привела тот факт, что соответствующая информация на дату поступления спорного распоряжения от имени клиента размещена в сети Интернет и могла быть установлена банком путем использования электронного ресурса «Картотека арбитражных дел» (Постановление АС Уральского округа от 23.05.2016 г. №А76-15971/2015).

Компании при выборе контрагентов должны оценивать не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта. Следовательно, проверка лишь правоспособности контрагента не свидетельствует о том, что налогоплательщик, будучи заинтересованным в надлежащем исполнении контрагентом договорных обязательств, проявил должную степень осмотрительности и осторожности при выборе поставщика (Постановление АС Северо-Западного округа от 26.05.2016 г. №А66-11988/2015).

Таким образом, у компаний будет больше возможностей проверять благонадежность своего контрагента и, соответственно, проявлять должную осмотрительность и осторожность при их выборе. Иначе наличие открытых сведений о неблагонадежных контрагентах (не предоставляет бухгалтерскую и налоговую отчетность, не имеет работников и пр.), которые проигнорировал налогоплательщик, будет дополнительным козырем налоговой инспекции в судебных спорах.

Подача электронной жалобы

Начиная со 2 июня 2016 г. налогоплательщик имеет право подать апелляционную жалобу (если решение налогового органа не вступило в силу) либо жалобу (если решение вступило в силу) в электронном формате. Такие изменения внесены Законом № 130-ФЗ в положения ст. 139.2 НК РФ.

Теперь у налогоплательщика есть право выбора формы подачи апелляционной жалобы либо жалобы: через личный кабинет налогоплательщика; по ТКС через оператора либо в бумажном варианте (п. 1 ст. 139.2 НК РФ).

Также налогоплательщик имеет право выбрать способ отправки решения по жалобе. Такая возможность предоставлена новой редакцией п.п. 6 п. 2 ст. 139.2 НК РФ.

Вступление в силу измененных (новых) форм налоговой отчетности

Согласно обновленной редакции п.5 ст.5 НК РФ нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.

Таким образом, благодаря данной поправке (п.5 ст.5 НК РФ в ред. Закона №130-ФЗ), налогоплательщик сможет заблаговременно изучить введенные новые (измененные действующие) формы налоговых деклараций (расчетов) в течение 2 месяцев (по сравнению с ранее действовавшими 10 календарными днями), да и само введение (изменение) формы налоговой отчетности не будет неожиданностью.

Вступление в силу актов Правительства РФ

Нормативные правовые акты, выпущенные Правительством РФ, будут вступать в силу в те же сроки, что и акты законодательства о налогах и сборах.

Напомним, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, а акты законодательства о сборах – не ранее чем по истечении месяца со дня опубликования.

Важно!

Такая поправка будет применяться со 2 июня 2016 г. и в отношении правительственных нормативных правовых актов (абз.1 п.5 ст.5 НК РФ в редакции Закона №130-ФЗ).

Например, новые (измененные) правила ведения книги покупок и продаж, применяемых при расчетах по НДС, которые подлежат введению с начала квартала, должны быть опубликованы за месяц до введения.

Формат передачи запрошенных документов налоговой инспекции

Согласно п.2 ст.93 НК РФ истребуемые налоговым органом документы могут быть представлены налогоплательщиком лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

При этом налоговые органы не раз отмечали о возможности представления налогоплательщиком документов в виде скан-образов (Письма от 23.11.2015 г. №ЕД-4-2/20421, от 04.12.2015 г. №ЕД-16-2/304). Таким образом, в ответ на требование налоговой инспекции, налогоплательщик вправе представить скан-образы документов, приведенных в перечне, содержащемся в таблице 4.9 Формата описи документов (утв. Приказом ФНС РФ от 29.06.2012 г. №ММВ-7-6/465@).

Со 2 июня 2016 года налогоплательщик сможет передавать по запросу налоговой инспекции документы, составленные на бумаге, в виде скан-образов. Все реквизиты, указанные в «бумажном» документе, должны содержаться и в скан-образе документа (п.2 ст.93 НК РФ в редакции Закона №130-ФЗ).

Заверение подшивки документов для налоговой инспекции

Законом №130-ФЗ внесены дополнения в положения п.2 ст.93 НК РФ, касающиеся способа заверения документов, представляемых в адрес налоговой инспекции.

Отметим, что до 2 июня 2016 г. в НК РФ отсутствовали правила заверения копий документов, представляемых в налоговые органы. Данный пробел восполняли разъяснения Минфина (Письма от 29.10.2015 г. №03-02-Р3/62336, от 07.08.2014 г. №03-02-Р3/39142), суть которых сводилась к возможности заверения не каждого листа документа, а подшивки многостраничных документов по 150 листов в пачке.

В своих разъяснениях представители финансового ведомства ссылались на порядок, установленный в п.3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 «Государственный стандарт РФ. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 г. №65-ст). При заверении копии документа проставляются записи: «Верно», должность и подпись лица, заверившего копию, расшифровка подписи (инициалы, фамилия) и дата заверения.

При разрешении арбитражных споров, судьи руководствуются данным стандартом (Решение АС г. Москвы от 11.04.2016 г. №А40-9270/2016).

Кроме того, при рассмотрении споров, связанных с отсутствием каких-либо реквизитов в представленных копиях документов, например расшифровки подписи лица, заверившего копию документа или даты заверения копии документа, суды встают на сторону налогоплательщика, отмечая, что положения НК РФ не содержат определенного порядка заверения копий документов (Решение АС Самарской области от 23.05.2016 г. №А55-22537/2014).

Важно!

Со 2 июня 2016 г. спорные вопросы останутся в прошлом. Представлять копии документов в налоговые органы возможно в виде подшивки.

Пояснения по льготным операциям

Большая часть судебных споров относится к вопросам предоставления документов, подтверждающих право на применение налоговых льгот, особенно в части НДС. И это не случайно. В силу п.6 ст.88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщики обязаны представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы. Как отмечено в п.14 Постановления №33, при применении указанной нормы необходимо использовать понятие «налоговая льгота» в смысле, определенном п. 1 ст. 56 НК РФ. А согласно п. 1 ст. 56 НК РФ, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Практически это означает, что под действие п.6 ст.88 НК РФ подпадают те перечисленные в ст.149 НК РФ операции, освобожденные от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.

Так, примерами налоговых льгот являются операции по реализации продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций (пп.5 п.2 ст.149 НК РФ), предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями (пп.1 п.3 ст.149 НК РФ), товаров, работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ), оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (пп.14 п.3 ст.149 НК РФ).

В подобных ситуациях налоговые органы вправе запросить документы, подтверждающие использование налоговых льгот (Постановление АС Северо-Западного округа от 10.06.2015 г. №А56-42376/2014).

Вместе с тем не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения в силу п. 2 ст. 146 НК РФ или освобождаемым от налогообложения в силу ст. 149 НК РФ, когда целью освобождения не являлось предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.

Например, услуги по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, операции по предоставлению займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, операции РЕПО (Постановление АС Уральского округа от 24.02.2015 г. №А71-6132/2014), реализация входных билетов на посещение зрелищно-развлекательных и культурно-просветительских мероприятий (Решение арбитражного суда Приморского края от 27.01.2015 г. №А51-30238/2014), операции по реализации земельных участков (Постановление АС Уральского округа от 23.05.2014 г. №А60-32962/2011), по реализации лома и отходов черных и цветных металлов (Решение АС Брянской области от 08.08.2014 г. №А09-6248/2014)/

Важно!

Со 2 июня 2016 г. налоговые органы смогут не только запрашивать «льготные» документы, но и пояснения к ним (п.6 ст.88 НК РФ в ред.Закона №130-ФЗ).

Исходя из сложившейся судебной практики, право на запрос документов и пояснений к ним в части льготных операций, может быть реализовано налоговыми органами в ситуации, когда применяемая льгота предназначена только для определенной категории лиц.

Форма представления пояснений по камеральной проверке

Пояснения при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС должны быть представлены в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными (п.3 ст.88 НК РФ, ст.129.1 НК РФ в ред. Закона №130-ФЗ). В этом случае компании грозит штраф на сумму 5 тыс.рублей, а за повторное нарушение – 20 тыс. рублей. Данная норма вступает в силу с 1 января 2017 г.

Предоставление возражений по дополнительной проверке

Налогоплательщик в течение 10 дней вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля для представления письменных возражений. При этом налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с такими материалами на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. То есть налоговый орган должен предоставить налогоплательщику возможность просмотра материала, изготовления выписок, снятия копий. Такие изменения действуют со 2 июня 2016 года (п.1,2,6.1 ст.101 в ред. Закона №130-ФЗ).

Срок получения электронных документов

С 1 июля 2016 г. компания, обязанная отчитываться через интернет, должна обеспечить получение от своей налоговой инспекции документов в электронной форме по ТКС через электронного оператора в течение 10 рабочих дней со дня возникновения такой обязанности (п.5.1 ст.23, пп.1.1 п.3.1 ст.76 НК РФ в ред. Закона №130-ФЗ). Практически это означает, что при появлении обязанности отчитываться электронно (например, превышение численности), налогоплательщик должен в течение 10 дней заключить договор с оператором. В противном случае, налоговая инспекция может заблокировать счет.

Иные изменения

При получении жалобы налогоплательщика на вынесенное решение, инспекция вправе удовлетворить ее сама, без передачи в УФНС РФ. О таком факте налоговая инспекция в течение трех рабочих дней сообщает в УФНС РФ (п.1.1 ст.139 НК РФ, пп.5 п.1 ст.139.3 НК РФ).

В случае выявления в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение налогового органа противоречий между сведениями налогоплательщика и налоговой инспекции, УФНС РФ рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы налогоплательщика, а также материалы, представленные налоговой инспекцией, с участием налогоплательщика (п.2 ст.140 НК РФ в ред. Закона №130-ФЗ).

Статья актуальна на 10.06.2016