Авторы: Мухин Г.А., Гутарина О.В.

Источник: КонсультантПлюс

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


1. Работник вправе поменять банк, на счет в котором перечисляется зарплата

2. Допвзносы фирмы и работника на накопительную пенсию будут перечисляться разными платежами

3. Затраты на проведение мероприятий по развитию физкультуры и спорта не включаются в расходы

4. Россия ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам

5. ФНС разъяснила, как заполнять отчетность по налогу на имущество в отношении помещений в ТЦ

6. Минфин России: затраты на изготовление логотипа организации включаются в расходы

7. На сайте Минтруда размещены ответы на распространенные вопросы по спецоценке

8. Опубликованы коэффициенты-дефляторы к ставкам НДПИ в отношении угля на IV квартал 2014 г.



1. Работник вправе поменять банк, на счет в котором перечисляется зарплата

Федеральный закон от 04.11.2014 N 333-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов"

С 5 ноября 2014 г. за сотрудником закреплено право заменить кредитную организацию, в которую работодатель должен перечислять заработную плату этого лица. О новых реквизитах для перевода денежных средств необходимо уведомить работодателя в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней до даты их выплаты. Такое дополнение внесено в ч. 3 ст. 136 ТК РФ рассматриваемым законом, который размещен названного числа на портале http://www.pravo.gov.ru.

Следует отметить, что Трудовой кодекс РФ и ранее не содержал прямого запрета на изменение работником счета для перечисления зарплаты. Напомним, что порядок ее выплаты установлен в ч. 3 ст. 136 ТК РФ. До внесения поправок в данной норме было предусмотрено следующее: зарплата выплачивается, как правило, в месте выполнения работы или перечисляется на указанный сотрудником счет в банке на условиях, определенных коллективным или трудовым договором. В новой редакции упомянутой статьи уточнено, что сотрудник указывает в соответствующем заявлении кредитную организацию, а не счет в банке.

В настоящее время работодатели в основном заключают с банком договор о реализации так называемого "зарплатного проекта", в рамках которого для всех сотрудников открываются счета в данном банке. При этом работодатель составляет один реестр на перечисление заработной платы. Таким образом, если хотя бы один сотрудник воспользуется предоставленным правом и заменит кредитную организацию, то работодателю придется формировать несколько реестров. Отметим, что бухгалтерские программы нередко предусматривают однократное введение новых реквизитов, которые впоследствии будут использоваться для перечисления зарплаты и составления реестров. Следовательно, особых сложностей у работодателей при переводе денежных средств не должно возникнуть.

Подробнее о порядке, месте и сроках выплаты зарплаты см. Путеводитель по кадровым вопросам. Заработная плата. Ответственность за невыплату заработной платы.


2. Допвзносы фирмы и работника на накопительную пенсию будут перечисляться разными платежами

Федеральный закон от 04.11.2014 N 345-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

5 ноября 2014 г. на сайте www.pravo.gov.ru был размещен текст анализируемого закона (далее - Закон N 345-ФЗ), который вносит изменения, в частности, в Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Закон N 56-ФЗ).

Напомним, что физлицо вправе вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию. Подать соответствующее заявление в территориальный орган ПФР можно в том числе через работодателя (ч. 1 ст. 4 Закона N 56-ФЗ). В таком случае последний рассчитывает размер указанных допвзносов, удерживает денежные средства с сотрудника и перечисляет их в бюджет ПФР (далее - взносы работника). Дополнительно к этим средствам работодатель на основании ч. 1 ст. 8 Закона N 56-ФЗ может осуществлять взносы в пользу сотрудника за свой счет (далее - взносы работодателя).

Согласно действующей редакции ст. 9 Закона N 56-ФЗ работодатель перечисляет в ПФР взносы работника и работодателя единым платежом, который оформляет в отдельном платежном поручении. При этом он составляет реестр застрахованных лиц, форма которого утверждена Постановлением Правления ПФР от 12.11.2008 N 322п. В данном реестре отражаются сведения о взносах работника и работодателя.

Законом N 345-ФЗ предусматривается корректировка этого порядка. С 1 января 2015 г. оба указанных вида взносов будут перечисляться разными платежами и оформляться отдельными платежными поручениями (ч. 3 ст. 9 Закона N 56-ФЗ в новой редакции, ч. 2 ст. 4 Закона N 345-ФЗ). Кроме того, реестр застрахованных лиц будет формироваться по каждому из названных видов взносов (ч. 4 ст. 9 Закона N 56-ФЗ в новой редакции, ч. 2 ст. 4 Закона N 345-ФЗ).

Закон N 345-ФЗ вносит и иные изменения. В частности, снижается среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год, при превышении которой работодатель обязан представлять соответствующие заявления работников и реестры застрахованных лиц в территориальный орган ПФР в форме электронных документов: с 1 января 2015 г. эта величина составит не 100, а 25 человек (ч. 4 ст. 4, ч. 7 ст. 9 Закона N 56-ФЗ в новой редакции, ч. 2 ст. 4 Закона).


3. Затраты на проведение мероприятий по развитию физкультуры и спорта не включаются в расходы

Письмо Минфина России от 17.10.2014 N 03-03-06/1/52376

Расходы на проведение мероприятий по развитию физической культуры и спорта не уменьшают базу по налогу на прибыль. Минфин России пришел к такому выводу, сославшись на п. 29 ст. 270 НК РФ, в котором, в частности, установлено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются произведенные в пользу работников расходы на оплату занятий в спортивных секциях и посещения физкультурных (спортивных) мероприятий.

Однако согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. В п. 32 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н) названа реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, например компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях, проведение физкультурных и спортивных мероприятий.

Проанализировав приведенные нормы, министерство тем не менее указало, что расходы на проведение мероприятий по развитию физкультуры и спорта не должны учитываться в целях налогообложения прибыли.

Данный пункт Типового перечня был внесен в соответствии с Приказом Минтруда России от 16.06.2014 N 375н, он применяется с 8 июля 2014 г. По вопросу включения в состав расходов затрат на проведение спортивных мероприятий судебная практика, в которой учтено это нововведение, на уровне окружных судов отсутствует.

До появления упомянутого Типового перечня Минфин России в Письме от 09.08.2011 N 03-03-06/4/95 разъяснял, что расходы на улучшение условий и охраны труда можно учесть в целях налогообложения прибыли на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Какие именно мероприятия проводились, из Письма неясно.

В заключение добавим, что по общему правилу финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ч. 3 ст. 226 ТК РФ).


4. Россия ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам

Федеральный закон от 04.11.2014 N 325-ФЗ "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам"

5 ноября 2014 г. на сайте www.pravo.gov.ru был размещен Федеральный закон от 04.11.2014 N 325-ФЗ "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам" (далее - Закон), который вступит в силу с 16 ноября 2014 г. РФ ратифицировала конвенцию с учетом изменений, внесенных в нее в соответствии с протоколом от 27.05.2010 (далее - Конвенцию), сделав некоторые заявления и оговорки.

Следует отметить, что в РФ Конвенция вступит в силу в 1-й день месяца после истечения 3-х месяцев с момента, когда инструменты ратификации будут сданы на хранение одному из депозитариев (п. п. 1, 3, 4 ст. 28 Конвенции). Ее положения распространятся на административную помощь в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января года, следующего за годом, в котором Конвенция вступит в силу (п. 6 ст. 28 Конвенции). На основании приведенных норм можно предположить, что в России Конвенция будет применяться по отношению к налоговым периодам, начинающимся с 1 января 2016 г. В то же время по налоговым делам, где имело место преднамеренное поведение, подлежащее преследованию по уголовному праву, Конвенция будет использоваться особым образом. Это следует из сделанной в Законе оговорки и положений Конвенции. С учетом изложенного можно предположить, что по указанным делам РФ сможет запрашивать административную помощь, которая относится к налоговым периодам, начавшимся с 1 января 2012 г.

Напомним, что согласно п. 2 ст. 1 Конвенции административная помощь по налоговым делам состоит в обмене информацией (включая проведение одновременных проверок и участие в налоговых проверках за границей), помощи по взиманию налогов (в том числе принятии мер обеспечения) и направлении документов.

РФ заявила, что Конвенция будет распространяться на НДФЛ, налог на прибыль, НДС, акцизы, НДПИ, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, налог на имущество физлиц, транспортный, водный и земельный налоги, а также на специальные налоговые режимы (ЕСХН, ЕНВД, УСН и патентную систему налогообложения).

Кроме того, Россия в силу пп. "b" п. 1 ст. 30 Конвенции оставила за собой право не оказывать помощь, направленную на взыскание любого административного штрафа и удовлетворение любого налогового требования в отношении всех видов налогов, которые перечислены в п. 1 ст. 2 Конвенции. Тем самым РФ существенно ограничила по сравнению с положениями Конвенции объем предоставляемой помощи.


5. ФНС разъяснила, как заполнять отчетность по налогу на имущество в отношении помещений в ТЦ

Письмо ФНС России от 16.10.2014 N БС-4-11/21488

Если организация признается плательщиком налога на имущество в отношении нескольких поставленных на кадастровый учет помещений в торговом центре, который субъектом РФ включен в перечень объектов недвижимости, облагаемых в 2014 г. указанным налогом исходя из кадастровой стоимости, то заполнять разделы 3 расчета по авансовому платежу и декларации за данный налоговый период нужно по каждому помещению. Такой вывод содержится в анализируемом Письме.

Согласно порядку заполнения налоговой декларации и порядку заполнения налогового расчета по авансовому платежу, утвержденным Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895, раздел 3 налоговой декларации (расчета по авансовому платежу) заполняется пообъектно. Суммирование величин кадастровой стоимости не предусмотрено.

В строке 015 раздела 3 налоговой отчетности нужно указать кадастровый номер помещения. В строку 020 следует внести данные о кадастровой стоимости каждого помещения. Если кадастровая стоимость определена в отношении здания, но не установлена для помещения в нем, то в этой строке указывается доля кадастровой стоимости здания, соответствующая доле площади помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

О порядке определения налоговой базы российскими организациями на основе кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимого имущества см. Практическое пособие по налогу на имущество организаций.


6. Минфин России: затраты на изготовление логотипа организации включаются в расходы

Письмо Минфина России от 12.09.2014 N 03-03-РЗ/45762

Финансовое ведомство разъяснило, что затраты, понесенные организацией на изготовление (дизайн) логотипа, можно учесть в составе расходов на рекламу в целях исчисления налога на прибыль.

В российском законодательстве определение понятия "логотип" не содержится. По мнению Минфина России, под ним понимается оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Логотип разрабатывается специально для привлечения внимания к фирме и к ее товарам. Следовательно, данное начертание (изображение), являясь согласно п. 1 ст. 1225 ГК РФ результатом интеллектуальной деятельности, признается объектом рекламирования. Расходы на изготовление (дизайн) логотипа можно учесть на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. Данный вывод поддерживают суды (подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль).

Напомним, что некоторые виды расходов на рекламу нормируются (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ): учесть их можно в размере, не превышающем один процент от определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ выручки от реализации. Поскольку в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на изготовление логотипа организации не названы, инспекция, скорее всего, будет настаивать на нормировании согласно абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ в качестве расходов на "иные виды рекламы". В анализируемом Письме данный вопрос не освещен, поэтому, возможно, финансовое ведомство направит соответствующие пояснения.


7. На сайте Минтруда размещены ответы на распространенные вопросы по спецоценке

Информация Минтруда России "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда"

Минтруд России разместил на официальном сайте ответы на ряд вопросов по специальной оценке условий труда (http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/20). Вопросы касаются деятельности организаций, проводящих спецоценку, а также прав и обязанностей работодателя и работников. В частности, ведомство разъяснило:

- если на рабочих местах, в отношении которых подавалась декларация, не было выявлено профзаболеваний или несчастных случаев на производстве, то по истечении срока действия декларации он продлевается на следующие пять лет. Проводить спецоценку условий труда на задекларированных рабочих местах организация не обязана и в том случае, если на незадекларированном рабочем месте выявлено профзаболевание (п. 3 Информации Минтруда России);

- компенсации, которые назначены работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, по итогам проведенной в 2013 г. аттестации рабочих мест, должны сохраняться до подтвержденного результатами спецоценки улучшения условий труда на них. При этом улучшением считается уменьшение показателя итогового класса (подкласса) условий труда. По итогам спецоценки возможен пересмотр указанных компенсаций. Кроме того, Минтруд России отметил, что компенсации работникам, которые приняты на работу в 2014 г., предоставляются в соответствии с законодательством РФ, действующим с 1 января 2014 г., т.е. на основании результатов спецоценки условий труда, а не аттестации рабочих мест (п. 12 Информации Минтруда России).

Подробнее о проведении спецоценки см. в Путеводителе по кадровым вопросам. Охрана труда. Специальная оценка условий труда.


8. Опубликованы коэффициенты-дефляторы к ставкам НДПИ в отношении угля на IV квартал 2014 г.

Информация Минэкономразвития России

29 октября 2014 г. в "Российской газете" опубликованы коэффициенты-дефляторы, которые применяются при расчете ставок НДПИ на IV квартал 2014 г. в отношении добычи:

- антрацита - 0,995;

- угля коксующегося - 0,973;

- угля бурого - 1,004;

- угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 0,977.

В соответствии с п. 2 ст. 342 НК РФ предусмотренные Налоговым кодексом РФ ставки НДПИ в отношении данных видов угля умножаются на коэффициенты-дефляторы, которые установлены на текущий и все предыдущие кварталы. Такой порядок действует с 1 января 2012 г. Напомним, что согласно разъяснениям уполномоченных органов налогоплательщик вправе округлить полученные значения до третьего знака после запятой (см. Письма Минфина России от 13.03.2013 N 03-06-06-01/7401 и ФНС России от 30.04.2013 N ЕД-4-3/7977@).

Таким образом, при расчете НДПИ за октябрь, ноябрь и декабрь текущего года должны использоваться следующие ставки:

- 53,584 руб. за одну тонну антрацита;

- 29,756 руб. за одну тонну угля коксующегося;

- 15,637 руб. за одну тонну угля бурого;

- 24,175 руб. за одну тонну угля, за исключением указанных выше видов.