Источник: КонсультантПлюс

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Минтруд: за несвоевременную подачу новой формы РСВ-1 взыщут один штраф

2. ФНС высказалась о подтверждении представительских расходов

3. ФНС: таможенная пошлина включается в первоначальную стоимость импортного оборудования

4. Минфин: налог на прибыль с дивидендов удерживает депозитарий, а не эмитент

5. ФНС разъяснила, как указывать код ОКТМО в уведомлении о контролируемых сделках

 

Комментарии

1. ФНС высказалась в отношении порядка учета отрицательных суммовых разниц по займу

2. Применение Налогового кодекса РФ в Крыму и Севастополе: общие вопросы и вычет НДС
 

 

 

Новости

 

1. Минтруд: за несвоевременную подачу новой формы РСВ-1 взыщут один штраф

Письмо Минтруда России от 04.04.2014 N 17-3/В-138 

Минтруд России разъяснил, какой штраф влечет несвоевременное представление новой формы РСВ-1 или представление ее с неполными и (или) недостоверными сведениями персонифицированного учета. Напомним, что новая форма включает в себя сведения персонифицированного учета. См. выпуск обзора "Новые документы для бухгалтера" ; от 26.02.2014.

Начиная с отчетности за I квартал 2014 г., плательщиков взносов за несвоевременное представление новой формы РСВ-1 будут штрафовать только по ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ). Предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ) санкции за несвоевременную подачу сведений персонифицированного учета применяются в отношении отчетности за периоды до 2014 г.

Часть 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ устанавливает ответственность как за несвоевременное представление сведений персонифицированного учета, так и за представление неполных и (или) недостоверных сведений персучета. Однако, начиная с отчетности за I квартал 2014 г., такие сведения входят в состав РСВ-1, поэтому ответственность за несвоевременное представление формы наступает только по ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ. Это связано с тем, что недопустимо дважды штрафовать плательщика страховых взносов за совершение одного и того же правонарушения.

Если же в РСВ-1 будут представлены неполные и (или) недостоверные сведения персонифицированного учета о застрахованных лицах, нормы ст. 17 Закона N 27-ФЗ будут применяться в полном объеме. При этом взыскание штрафа, а также определение неполноты и (или) недостоверности указанных сведений должны производиться в судебном порядке.

 

2. ФНС высказалась о подтверждении представительских расходов

Письмо ФНС России от 08.05.2014 N ГД-4-3/8852 "О документальном подтверждении представительских расходов" 

ФНС России указала, что для признания представительских затрат в целях налогообложения прибыли достаточно первичных учетных документов, оформленных в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а именно:

- документов, которые подтверждают факт приобретения товаров (работ, услуг). Эти документы могут, в частности, прилагаться к авансовому отчету;

- документов, из содержания которых следует, что данные приобретения использованы при проведении представительских мероприятий. По мнению налогового ведомства, это может быть любой первичный учетный документ (например, отчет ответственного лица, утвержденный руководителем).

Отметим, что это первое разъяснение ФНС России по данному вопросу. Ранее письма о порядке подтверждения представительских расходов направлял Минфин России.

В своем разъяснении налоговое ведомство ссылается на Письмо Минфина России от 10.04.2014 N 03-03-РЗ/16288, в котором, в частности, говорится о необходимости сокращения количества подтверждающих документов. В этом Письме также указано, что представительские расходы можно учесть на основании любых первичных учетных документов, свидетельствующих об обоснованности и производственном характере этих затрат.

Подробнее о подтверждении представительских расходов см. в Практическом пособии по налогу на прибыль.

Подборку официальных разъяснений и арбитражную практику по вопросам учета организацией затрат в качестве представительских расходов см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

 

3. ФНС: таможенная пошлина включается в первоначальную стоимость импортного оборудования

Письмо ФНС России от 22.04.2014 N ГД-4-3/7660@ 

ФНС России разъяснила, что уплаченная при ввозе в РФ основного средства таможенная пошлина включается в его первоначальную стоимость. Это первое разъяснение налоговой службы по данному вопросу.

Ранее по этому поводу высказывались Минфин России и УФНС России по г. Москве (см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль). Так, в Письме Минфина России от 31.05.2011 N 03-07-15/55, ранее направленном ФНС России нижестоящим налоговым органам, указано, в частности, что таможенные пошлины по ввозимым основным средствам подлежат включению в их первоначальную стоимость.

Напомним, что вопрос о порядке учета в расходах таможенных пошлин по ввезенным основным средствам является спорным. Суды разрешают учитывать таможенные пошлины единовременно. Однако ФНС России в рассматриваемом Письме отмечает, что специальные положения Налогового кодекса РФ (пп. 1 п. 1 ст. 264), согласно которым таможенные пошлины и сборы могут быть учтены единовременно в составе прочих расходов, предусмотрены с целью возможности учета данных платежей в расходах в иных случаях. Однако что это за случаи, налоговое ведомство не уточняет.

 

4. Минфин: налог на прибыль с дивидендов удерживает депозитарий, а не эмитент

Письмо Минфина России от 14.05.2014 N 03-08-13/22654 

Минфин России разъяснил, что при выплате дивидендов российским организациям - владельцам ценных бумаг через депозитария эмитент не признается налоговым агентом в целях налогообложения прибыли и, следовательно, не должен удерживать налог. Данная обязанность возложена на депозитария.

По мнению финансового ведомства, в соответствии с изменениями в Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" с 1 января 2014 г. депозитарий не обязан сообщать эмитенту сведения об акционерах. В связи с этим на дату перечисления дивидендов эмитент не располагает информацией о том, кто является их получателем - российская организация или иностранная. При этом Налоговым кодексом РФ предусмотрен различный порядок определения налогового агента для указанных лиц.

Исходя из этого финансовое ведомство пришло к выводу, что если эмитент перечисляет депозитарию - номинальному держателю дивиденды по акциям, которыми владеют российские организации, то источником выплаты дохода для последних выступает депозитарий. Он и признается налоговым агентом в силу п. 3 ст. 275 НК РФ.

Напомним, что депозитарий также признается налоговым агентом по налогу на прибыль, если он осуществляет выплаты дохода иностранным организациям по ценным бумагам, которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ (п. 1 ст. 310.1 НК РФ). Подробнее об этом см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года.

 

5. ФНС разъяснила, как указывать код ОКТМО в уведомлении о контролируемых сделках

Письмо ФНС России от 30.04.2014 N ОА-4-13/8583@ 

Налоговая служба сообщила, что при заполнении пункта "Код ОКАТО" титульного листа уведомления о контролируемых сделках кодом ОКТМО, который состоит из 8 знаков, последние три знака нужно заполнять тремя нулями.

Напомним, что с 1 января 2014 г. в бюджетном процессе вместо кодов ОКАТО используются коды ОКТМО. Однако действующая форма уведомления о контролируемых сделках пока еще содержит пункт "Код ОКАТО". До внесения изменений в Приказ ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@, утвердивший соответствующую форму, в показателе "Код ОКАТО" рекомендуется указывать код ОКТМО (п. 6 Письма ФНС России от 18.04.2014 N ОА-4-13/7549).

ФНС России поясняет, что структура кода ОКТМО включает в себя 11 знаков, из которых 3 последних обозначают населенные пункты, входящие в состав муниципальных образований. Для муниципальных образований коды ОКТМО состоят из 8 знаков, а для населенных пунктов - из 11.

  

 

Комментарии

 

1. ФНС высказалась в отношении порядка учета отрицательных суммовых разниц по займу 

Названия документов:

Письмо ФНС России от 25.04.2014 N ГД-4-3/8188@ 

Комментарий:

Если организация получает в рублях заем, сумма которого выражена в иностранной валюте, то весьма вероятно, что на дату возврата займа в рублях у данного налогоплательщика появится разница между величиной полученных денежных средств и отданной суммой. В рассматриваемом Письме ФНС России называет разницу, возникающую из-за изменения курса иностранной валюты, суммовой и разъясняет порядок ее учета, если она отрицательная. Следует отметить, что такая разница может возникнуть и при выплате в рублях процентов по долговому обязательству, сумма которых также выражена в иностранной валюте.

Как указало налоговое ведомство, в ст. 269 НК РФ установлен единственный случай, когда проценты вместе с суммовыми разницами нормируются, - отсутствие долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях. В остальных ситуациях в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и позицией Президиума ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 06.11.2012 N 7423/12, налогоплательщик вправе учесть отрицательную суммовую разницу, которая возникает по основной сумме долга, в полном объеме.

В рассматриваемом Письме содержится четкий вывод только в отношении так называемых отрицательных суммовых разниц по основной сумме займа в случае, когда в одном квартале выданы и иные долговые обязательства на сопоставимых условиях: указанные суммовые разницы учитываются в составе расходов в полном объеме.

Что же касается ситуации, когда указанные долговые обязательства отсутствуют, то неясно, какие именно суммовые разницы имела в виду ФНС России. Если разъяснения о необходимости нормирования относились ко всем суммовым разницам по долговым обязательствам (т.е. как по основному долгу, так и по процентам), то для суммовых разниц по основному долгу такая позиция противоречит выводам Президиума ВАС РФ. В упомянутом Постановлении указано, что разницу, возникающую при изменении курса иностранной валюты на день получения займа и дату погашения основной суммы долга, следует рассматривать как суммовую. Эта разница не может быть отнесена к процентам по долговым обязательствам, поскольку не является заранее заявленным доходом. Следовательно, положения ст. 269 НК РФ, ограничивающие возможность признания процентов расходами, на суммовые разницы по основной сумме займа не распространяются. Президиум ВАС РФ не уточняет, были ли в рассмотренном деле долговые обязательства, выданные в том же квартале на сопоставимых условиях. Можно сделать вывод, что позиция суда затрагивает суммовые разницы по основной сумме долга в любом случае.

Однако разъяснения ФНС России о нормировании могут касаться суммовых разниц в отношении процентов по займам (кредитам и т.д.) в случае отсутствия иных долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях. В такой ситуации позиция ФНС России основана на абз. 4 п. 1 и п. 1.1 ст. 269 НК РФ. В данных нормах указано, что при отсутствии в том же квартале долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика проценты (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных единицах) учитываются в размере, не превышающем ставку рефинансирования, увеличенную в 1,1 раза (по 31 декабря 2014 г. - в 1,8 раза), для обязательств в рублях и 15 процентов (по 31 декабря 2014 г. - произведения учетной ставки и коэффициента 0,8) для обязательств в иностранной валюте.

Следует обратить внимание, что позиция Минфина России по данному вопросу однозначна в отношении суммовых разниц как по основному долгу, так и по процентам: возникающие из-за изменения курса суммы относятся к плате за пользование займом и нормируются с учетом положений ст. 269 НК РФ. Подборку разъяснений финансового ведомства см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Напомним, что согласно внесенным изменениям с 1 января 2015 г. из Налогового кодекса РФ исключено понятие суммовых разниц. С указанной даты подобные суммы будут признаваться курсовыми разницами и учитываться соответственно (см. выпуск обзора от 23 апреля 2014 г.).

Подробнее о порядке расчета размера предельных расходов в виде процентов по займам, кредитам и прочим долговым обязательствам см. в Практическом пособии по налогу на прибыль.

 

2. Применение Налогового кодекса РФ в Крыму и Севастополе: общие вопросы и вычет НДС

 Названия документов:

Письмо Минфина России от 29.04.2014 N 03-07-15/20060 (направлено Письмом ФНС России от 07.05.2014 N ГД-4-3/8785)

Письмо ФНС России от 25.04.2014 N ГД-4-3/8231@

Письмо ФНС России от 25.04.2014 N ГД-4-3/8232@ 

Комментарий:

Для новых субъектов РФ - Республики Крым и города федерального значения Севастополя - с 18 марта 2014 г. до 1 января 2015 г. установлен переходный период, который обеспечит их интеграцию в том числе в правовую и финансовую сферы России. Подробнее об отдельных моментах применения российского законодательства в Крыму и Севастополе в указанный период см. в выпусках обзора от 2 апреля, 16 апреля, 8 мая и от 15 мая 2014 г.

Рассмотрим новые разъяснения компетентных органов.

1. Налогоплательщики применяют Налоговый кодекс РФ с даты внесения сведений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) 

ФНС России разъяснила, что в переходный период налогоплательщики Крыма и Севастополя с даты внесения сведений о них в ЕРГЮЛ или ЕГРИП применяют российское законодательство о налогах и сборах (за исключением положений, касающихся госпошлины и земельного налога). Такая норма закреплена в п. 21 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период (утв. Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14; далее - Положение) и в ст. 18 Закона г. Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС (далее - Закон г. Севастополя). При этом по общему правилу, установленному согласно п. 1 Положения и ст. 1 Закона г. Севастополя, на территории Крыма и Севастополя до 2015 г. применяется налоговое законодательство, действовавшее по состоянию на 17 марта и 21 февраля 2014 г. соответственно. Иное может быть предусмотрено нормативными правовыми актами указанных субъектов РФ.

Кроме того, налоговое ведомство отметило, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе перейти на УСН с даты постановки на учет в инспекции в порядке, определенном гл. 26.2 НК РФ. Таким образом, из системного толкования Писем ФНС России можно сделать вывод, что налогоплательщики Крыма и Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), вправе применять данный спецрежим как вновь созданные организации (вновь зарегистрированные предприниматели) с даты внесения информации в соответствующий реестр.

2. Вычет НДС по Налоговому кодексу РФ можно получить на основании налоговых накладных 

Налогоплательщики, осуществляющие деятельность в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, вправе до 2015 г. принимать НДС к вычету на основании налоговых накладных, выставленных плательщиками данного налога, которые на основании Положения и Закона г. Севастополя применяют законодательство Украины. Такую точку зрения высказал Минфин России.

Финансовое ведомство сослалось на то, что по общему правилу в переходный период организации и предприниматели Крыма и Севастополя применяют украинское законодательство о налогах и сборах (п. 1 Положения и ст. 1 Закона г. Севастополя). В соответствии с нормами Налогового кодекса Украины при поставке товаров (услуг), а также при получении авансов продавец выставляет налоговую накладную, а не счет-фактуру, как это предусмотрено российским законодательством. Поскольку особенных положений нормативными правовыми актами Крыма и Севастополя не установлено, Минфин России разрешил использовать налоговые накладные как основание для применения вычета НДС.