Источник: КонсультантПлюс

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Утверждена методика проведения спецоценки условий труда

2. До 2015 г. для правового поля Крыма предусмотрен переходный период

3. Инспекция вправе проводить одновременно камеральную и выездную проверки в отношении одного и того же налога за один и тот же период

4. ФНС: применяющий УСН налогоплательщик учитывает НДС по товарам для перепродажи в момент их реализации

5. Утверждены формы заявлений о регистрации (снятии с учета) лиц в качестве страхователей в ФСС РФ

 

Комментарии

1. Разъяснен порядок исчисления налога на имущество организаций в отношении произведенных арендатором неотделимых улучшений объекта, база по которому определяется как кадастровая стоимость

2. Минтруд сообщил, что компенсация за использование в служебных целях автомобиля, которым работник управляет по доверенности, облагается страховыми взносами

 

 

Новости

 

1. Утверждена методика проведения спецоценки условий труда

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"

С начала текущего года аттеста ция рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда, которая должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее - Закон о спецоценке). Напомним, что на основании результатов такой оценки определяется дополнительный тариф страховых взносов, перечисляемых работодателем ( ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Подробнее об этих изменениях см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года.

21 марта 2014 г . в Минюсте России зарегистрирован Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (далее - Приказ). Им утверждена, в частности, методика проведения специальной оценки условий труда (далее - Методика). Ею должны руководствоваться специализированные организации и работодатели. Рассмотрим некоторые ее положения, касающиеся последних.

В Методике установлены требования к реализуемым в рамках проведения спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов ( п. 1 Методики).

Наибольшее участие работодателя предполагается на этапе идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов. Так, указанные факторы выявляются путем изучения технической документации, должностных инструкций, проектов строительства и реконструкции и иных документов, представленных работодателем ( ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке, п. 4 Методики). Результаты идентификации утверждает комиссия по проведению спецоценки, в которую входят и представители работодателя ( ст. 9 Закона о спецоценке, п. 3 Методики). Если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия признаются допустимыми. В этом случае исследования и измерения не проводятся и работодатель подает в территориальный орган Роструда декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда ( п. 8 Методики, ст. 11 Закона оспецоценке).

В Приложениях N 1 - 22 к Методике приведены перечни веществ раздражающего действия, аллергенов, противоопухолевых лекарственных средств и гормонов, вредных химических веществ, а также таблицы, регламентирующие отнесение условий труда к определенному классу при воздействии отдельных факторов.

Также рассматриваемым Приказом утверждены следующие документы:

- классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (Приложение N 2 к Приказу);

- форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению организацией, проводившей эту оценку (Приложения N 3 и 4 к Приказу).

Приказ не содержит специальных положений, а значит, вступает в силу по истечении десяти дней с даты официального опубликования ( п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). Документ опубликован в "Российской газете" 28 марта 2014 г .

Напомним, что согласно разъяснениям Минтруда России требование о проведении спецоценки до утверждения соответствующей методики было неправомерно (подробнее см. выпуск обзора от 19.03.2014).

 

2. До 2015 г . для правового поля Крыма предусмотрен переходный период

Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

18 марта 2014 г . в состав Российской Федерации приняты два новых субъекта - Республика Крым и город федерального значения Севастополь. С этого дня до 1 января 2015 г . действует переходный период, в течение которого будут урегулированы вопросы их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, а также в систему органов госвласти. За указанный период на территориях новых субъектов РФ будут сформированы, в частности, органы прокуратуры РФ и федеральные суды, а действующие органы прокуратуры и суды продолжат осуществлять свою деятельность ( ст. ст. 8 , 9 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ; далее - Закон).

Статьей 11 Закона установлено, что признанные гражданами РФ лица имеют право на получение пенсий и социальных пособий, а также на охрану здоровья согласно российскому законодательству. Законодательство РФ об обязательном социальном страховании (включая пенсионное и медицинское) будет действовать на территориях новых субъектов РФ с 1 января 2015 г . ( ч. 6 ст. 11 Закона). За переходный период планируется создать территориальные органы ПФР, ФСС РФ и территориальные фонды ОМС. С названной даты в данных субъектах будет применяться и законодательство РФ о налогах и сборах. В течение переходного периода отношения в сфере налогообложения регулируются нормативными правовыми актами, принятыми до присоединения рассматриваемых территорий к России (если эти документы не противоречат Конституции РФ), а также нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя ( ст. 15 , ч. 3 ст. 23 Закона).

На территориях новых субъектов РФ денежные расчеты теперь производятся в рублях ( ч. 1 ст. 16 Закона). Данную валюту необходимо использовать:

- при уплате налогов, таможенных и иных сборов, внесении платежей в государственные внебюджетные фонды;

- выплате денежных средств работникам бюджетных организаций;

- осуществлении социальных выплат;

- перечислении иных платежей, если одной из сторон является организация, зарегистрированная в другом субъекте РФ (исключение - платежи, осуществляемые при проведении банковских операций между кредитными организациями).

Остальные платежи до 2016 г . допускается производить как в рублях, так и в гривнах наличным и безналичным способами. При этом с 1 января 2015 г . расчеты между юридическими лицами и расчеты с участием физлиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, должны осуществляться наличными деньгами в соответствии с российским законодательством ( ч. 5 ст. 16 Закона). Напомним, что предельный размер таких расчетов в рамках одного договора составляет 100 000 руб. ( п. 1 Указания Банка России от 20.06.2007 N 1843-У). Расчеты сверх установленного ограничения по общему правилу осуществляются в безналичном порядке ( п. 2 ст. 861 , ст. 862 ГК РФ).

В Законе содержатся положения, касающиеся деятельности банков, некредитных финансовых компаний, нотариата, адвокатуры в переходный период, а также иных вопросов.

 

3. Инспекция вправе проводить одновременно камеральную и выездную проверки в отношении одного и того же налога за один и тот же период

Письмо ФНС России от 13.03.2014 N ЕД-4-2/4529

В комментируемом Письме ФНС России указала, что выездная и камеральная проверки являются самостоятельными и не зависящими друг от друга формами налогового контроля. По общему правилу Налоговый кодекс РФ предусматривает запрет на проведение повторной выездной проверки, за исключением законодательно установленных случаев ( п. п. 5 , 10 и 11 ст. 89 НК РФ). Следовательно, инспекция может одновременно провести камеральную и выездную проверки в отношении одного и того же налога за один и тот же период. Арбитражные суды придерживаются аналогичной позиции (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 05.03.2013 N А72-5136/2012 , ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2012 N А19-19310/2011).

Налоговое ведомство также отметило следующее. Невыявление инспекцией в период выездной проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает того, что они будут установлены и доказаны в процессе проведения соответствующей камеральной проверки. Это связано с тем, что решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, принятое по результатам проверки, является согласно ст. 101 НК РФ итоговым документом и не подтверждает правильности исчисления лицом налогов. Подобный вывод содержится в Определении Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 172-О-О и Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.07.2009 N 3103/09. Однако названные судебные акты касались споров о правомерности доначисления налога, а также начисления пеней и штрафов при проведении выездной проверки после камеральной, в ходе которой нарушения не были выявлены. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

По результатам обеих проверок инспекция может принять решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, если установлен факт совершения налогоплательщиком неправомерных действий. По мнению ФНС России, указанное лицо должно исполнить оба решения. Если налогоплательщик не согласен с решением инспекции (например, при "дублировании" начислений), он вправе подать в вышестоящий налоговый орган жалобу в порядке, установленном ст. 139.1 НК РФ.

 

4. ФНС: применяющий УСН налогоплательщик учитывает НДС по товарам для перепродажи в момент их реализации

Письмо ФНС России от 18.03.2014 N ГД-4-3/4801@ "О направлении разъяснений Минфина России"

Если налогоплательщик применяет УСН с объектом "доходы минус расходы", то он вправе уменьшать налоговую базу на сумму НДС по товарам, приобретенным для последующей перепродажи, только по мере их реализации. Такие затраты учитываются после фактической передачи товаров покупателю независимо от того, оплачены они приобретателем или нет. Подобную точку зрения неоднократно высказывал в своих разъяснениях Минфин России. Одно из писем ФНС России направила нижестоящим налоговым органам и опубликовала на своем сайте как обязательное к применению. Следует отметить, что ранее официальной позиции налоговое ведомство не формулировало.

Напомним, что к учету НДС возможен иной подход: применяющий УСН налогоплательщик вправе включить в расходы налог по приобретенным для перепродажи товарам после их оплаты, не дожидаясь последующей реализации (подробнее см. выпуск обзора от 18.09.2013).

Дополнительные материалы по вопросу учета "входного" НДС при применении УСН см. в Практическом пособии по УСН.

 

5. Утверждены формы заявлений о регистрации (снятии с учета) лиц в качестве страхователей в ФСС РФ

Приказ Минтруда России от 25.10.2013 N 576н

Приказ Минтруда России от 25.10.2013 N 574н

В Приложениях N N 2 и 3 к административному регламенту, утвержденному Приказом N 576н, установлены новые формы заявлений о регистрации в качестве страхователя и о снятии с регистрационного учета юрлиц по месту нахождения их обособленных подразделений. Аналогичные формы для физлиц, заключивших трудовой договор с работником, предусмотрены в Приложениях N N 2 - 4 к административному регламенту, утвержденному Приказом N 574н. От ранее действовавших новые формы отличаются только рядом технических правок. Кроме того, в форму заявления о регистрации добавлено поле для указания адреса электронной почты заявителя.

Следует отметить, что комментируемыми Приказами Минтруд утвердил два новых административных регламента ФСС РФ, которые касаются порядка регистрации и снятия с регистрационного учета названных лиц в качестве страхователей. Документы вступят в силу по истечении десяти дней с даты опубликования. С этого же времени утратят силу ранее действовавшие Приказы Минздравсоцразвития России от 20.09.2011 N 1052н и N 1054н . На момент подготовки материала рассматриваемые Приказы Минтруда России опубликованы не были.

Подробнее о порядке учета страхователей (как юридических, так и физических лиц) в целях обязательного социального страхованиям см. в Практическом пособии по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и в Практическом пособии по страховым взносам на обязательное социальное страхование.

 

 

Комментарии

 

1. Разъяснен порядок исчисления налога на имущество организаций в отношении произведенных арендатором неотделимых улучшений объекта, база по которому определяется как кадастровая стоимость

Название документа:

Письмо Минфина России от 19.02.2014 N 03-05-05-01/6958

Комментарий:

Организация-арендатор должна уплачивать налог на имущество в отношении капитальных вложений в арендованный объект до их передачи арендодателю или до возмещения последним их стоимости. В рассматриваемом Письме Минфин России вновь высказал такую точку зрения. В обоснование своей позиции финансовое ведомство сослалось, в частности, на ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н), а также на Решение ВАС РФ от 27.01.2014 N 16291/11. Дополнительную информацию по вопросу о том, кто должен уплачивать налог на имущество организации в случае, если арендатор осуществил капитальные вложения в арендованное имущество, см. в Практическом пособии по налогу на имущество организаций.

Кроме того, ведомство указало, что если предметом аренды является объект, в отношении которого база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, то при налогообложении неотделимых улучшений арендатор использует среднегодовую стоимость в соответствии с бухгалтерским учетом. Напомним, что порядок, при котором база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов определяется как их кадастровая стоимость, действует с 1 января 2014 г . Подробнее об этих изменениях см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года.

В связи с изложенным необходимо обратить внимание на следующее.

Проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Росреестр организует по решению органа исполнительной власти субъекта, который, в свою очередь, является заказчиком. В установленных региональным законодательством случаях заказчиком может выступать орган местного самоуправления ( ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", далее - Закон об оценке; подп. 5.2.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457). На основании результатов проведенной оценки заказчик утверждает кадастровую стоимость объекта недвижимости ( ст. 24.17 Закона об оценке; косвенно это подтверждает и п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", далее - Закон о кадастре). Следовательно, кадастровая стоимость является постоянной величиной и может изменяться только в случае утверждения компетентным органом новых результатов оценки.

В соответствии со ст. 24.12 Закона об оценке государственная кадастровая оценка проводится не реже чем один раз в пять лет. Если в связи с изменениями качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости изменяется его кадастровая стоимость, то согласно ст. 24.21 Закона об оценке Росреестр определяет ее заново в порядке, предусмотренном Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 N 113. Из анализа ст. ст. 7 и 16 Закона о кадастре следует, что под изменением указанных характеристик понимается, в частности, изменение назначения здания (сооружения, помещения), его высоты (этажности) или материала наружных стен. Отметим, что учет данных изменений осуществляется на основании документов, поступивших в рамках межведомственного взаимодействия ( ч. 3 ст. 16 Закона о кадастре). Таким образом, "внеочередная" оценка, т.е. оценка в связи с изменением количественных или качественных характеристик объекта, проводится на основании документов, подтверждающих регистрацию названных изменений. В этом случае утверждается новая кадастровая стоимость, в которой будет учитываться стоимость осуществленных изменений.

На практике могут возникнуть несколько ситуаций, неоднозначных с точки зрения налогообложения.

Например, арендатор произвел неотделимые улучшения арендованного имущества, которые не признаются указанными количественными или качественными изменениями, тем самым оснований для проведения "внеочередной" оценки нет. С учетом позиции Минфина России арендатор до передачи капвложений арендодателю уплачивает налог на имущество на основании их среднегодовой стоимости. Однако, как только неотделимые улучшения будут переданы или их стоимость будет возмещена арендодателем, обязанность уплачивать данный налог переходит к нему. Если арендодатель не учитывает такие капвложения как отдельный объект, то он продолжает исчислять налог на имущество организаций в целом по зданию исходяиз его кадастровой стоимости. Следовательно, с момента передачи капвложений арендодателю и до проведения новой кадастровой оценки объекта недвижимости в целом эти неотделимые улучшения не будут учитываться при налогообложении.

Возможна и противоположная ситуация. До окончания договора аренды либо до передачи капвложений арендодателю арендатор продолжает уплачивать налог на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости указанных вложений. Если в этот период будет проведена очередная кадастровая оценка объекта недвижимости, то в новой кадастровой стоимости будет учитываться стоимость произведенных неотделимых улучшений. Соответственно, изменится налоговая база в целом по зданию, в отношении которого налог уплачивает арендодатель. Таким образом, налог на данное имущество (капвложения) будет перечисляться дважды: арендатором как с отдельного объекта (исходя из его среднегодовой стоимости) и арендодателем как с части здания (на основании его кадастровой стоимости).

На настоящий момент судебной практики по данному вопросу нет. Возможно, в дальнейшем Минфин России или ФНС России направят разъяснения в отношении данных ситуаций.

 

2. Минтруд сообщил, что компенсация за использование в служебных целях автомобиля, которым работник управляет по доверенности, облагается страховыми взносами

Название документа:

Письмо Минтруда России от 26.02.2014 N 17-3/В-92

Комментарий:

В рассматриваемом письме указано, что на компенсацию за использование в служебных целях автомобиля, которым работник управляет по доверенности, должны начисляться страховые взносы. Вывод ведомства основан на том, что согласно ст. 188 ТК РФ выплата компенсации производится при использовании личного имущества сотрудника. Автомобиль, управляемый по доверенности, к такому имуществу не относится, поскольку не принадлежит работнику на праве собственности. Следовательно, организация не может применить подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в соответствии с которым в совокупности с названной статьей Трудового кодекса РФ компенсация за использование личного имущества взносами не облагается.

Точка зрения министерства небесспорна, поскольку российское законодательство не содержит определения личного имущества. Суды понимают под ним имущество, находящееся во владении или пользовании конкретного лица не только на праве собственности, но и на других законных основаниях, включая доверенность. См., например, Постановления ФАС Уральского округа от 29.05.2013 N А76-15748/2012 , Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012 N А12-2881/2012 (оставлено без изменения Постановлением ФАС Поволжского округа от 09.10.2012 N А12-2881/2012). Исходя из этого, суды признавали, что взносы с суммы компенсации за использование в служебных целях автомобиля, которым работник управляет по доверенности, платить не нужно.

С такой позицией, скорее всего, не согласится контролирующий орган, но суд, вероятно, поддержит страхователя. Дело в том, что ВАС РФ в Определении от 24.01.2014 N ВАС-4/14, ФАС Уральского округа в Постановлении от 29.05.2013 N А76-18948/2012 и Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлениях от 16.05.2013 N А76-21746/2012 и от 25.02.2013 N А07-16462/2012 пришли к выводу, что в данном случае компенсация страховыми взносами не облагается. Суды объяснили это тем, что переданный по доверенности автомобиль воспринимается третьими лицами как находящийся во владении и пользовании того лица, которому выдана доверенность.