Источник: КонсультантПлюс

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий. 

 

Содержание обзора

 

Новости 

1. Утверждены новые правила заполнения платежных документов на перечисление налогов  

2. Вознаграждение организации, не являющейся банком, за предоставление поручительства облагается НДС  

3. При расчете ЕНВД в отношении розничной торговли не учитывается часть площади торгового зала магазина (павильона), сдаваемая в субаренду  

4. Минфин России разъяснил некоторые вопросы применения новых положений, касающихся представления отдельными хозяйствующими субъектами упрощенной бухгалтерской отчетности  

 

Комментарии 

1. Изменен порядок приема расчета по форме 4-ФСС, в частности, установлены основания для отказа в его приеме  

2. В каких случаях в целях налогообложения организации могут применять различные методы оценки стоимости списываемых сырья и материалов, которые использовались в производстве?    

 

 

Новости 

 

1. Утверждены новые правила заполнения платежных документов на перечисление налогов 

Приказ Минфина России от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ"  

Финансовое ведомство Приказом от 12.11.2013 N 107н (далее - Приказ N 107н) утвердило новые правила заполнения реквизитов поручений на уплату налогов и других платежей в бюджет. Приказ N 107н был зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2013. 

О проекте данного документа сообщалось в выпуске обзора "Новые документы для бухгалтера" от 09.10.2013. 

Согласно п. 8 Приказа N 107н новые правила начнут действовать по истечении 10 дней после дня официального опубликования. Исключение составят положения об указании уникального идентификатора начисления (УИН) в реквизите "Код" - они вступят в силу 31.03.2014. На момент написания обзора Приказ N 107н не был опубликован. До 31.03.2014 в распоряжениях о переводе денежных средств, форма которых установлена в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П), УИН необходимо указывать в реквизите "Назначение платежа". Вместо УИН может быть приведен индекс документа из извещения физического лица, заполненного налоговым органом. 

Новые правила заменят действующий порядок заполнения расчетных документов на перечисление налогов, утвержденный Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н. Рассмотрим некоторые изменения, отразившиеся в Правилах указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами (Приложение N 2 к Приказу N 107н; далее - Правила). 

Так, введен реквизит "Код" (п. 12 Правил). В нем необходимо будет указывать УИН. 

В реквизите "110" приводится показатель типа платежа. В соответствии с новыми правилами сокращен перечень значений, которым может соответствовать данный показатель. Он может принимать значения "ПЕ" - уплата пеней, "ПЦ" - уплата процентов или "0" - в остальных случаях (п. 11 Правил). 

Для реквизита "106" предусмотрены следующие дополнительные значения основания платежа (п. 7 Правил): 

- "ПБ" - погашение должником задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; 

- "ИН" - погашение инвестиционного налогового кредита; 

- "ТЛ" - погашение учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; 

- "ЗТ" - погашение текущей задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. 

Следует обратить внимание на Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами) (Приложение N 4 к Приказу N 107н). Они устанавливают порядок отражения информации в реквизитах "104" - "110", "Код" и "Назначение платежа" при составлении, в частности, распоряжений о переводе денежных средств в уплату страховых взносов в бюджетную систему РФ (п. 1 названных Правил). Действующий Приказ Минфина России от 24.11.2004 N 106н не содержит специальных правил указания соответствующей информации при заполнении платежных поручений на перечисление страховых взносов. 

Приказом N 107н утверждены также: 

- Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ (Приложение N 1 к Приказу N 107н); 

- Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами (Приложение N 3 к Приказу N 107н); 

- Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ (Приложение N 5 к Приказу N 107н). 

 

2. Вознаграждение организации, не являющейся банком, за предоставление поручительства облагается НДС 

Письмо Минфина России от 02.12.2013 N 03-03-06/1/52285  

Минфин России рассмотрел вопрос об обложении налогом на прибыль и НДС вознаграждения, которое получает организация, не являющаяся банком, за предоставление на возмездной основе поручительства по кредитному договору. 

Данное вознаграждение налогоплательщик признает выручкой от реализации услуг и учитывает в составе доходов на основании ст. 249 НК РФ. 

В отношении НДС финансовое ведомство разъяснило следующее. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ указанным налогом не облагаются осуществляемые банком банковские операции, в том числе по выдаче поручительства, которое предусматривает исполнение обязательства в денежной форме. Таким образом, если услуги по предоставлению поручительства оказывает организация, не являющаяся банком, их реализация облагается НДС в общеустановленном порядке. Подобную точку зрения Минфин России высказывал и ранее (см., например, Письмо от 12.03.2007 N 03-07-07/07). К аналогичному выводу пришел ФАС Центрального округа (Постановление от 16.03.2012 N А08-3814/2011). Такая же позиция отражена и в Определении ВАС РФ от 26.08.2011 N ВАС-11125/11. 

Следует отметить, что иногда договор между должником и поручителем не содержит условия о выплате вознаграждения в том случае, если должник самостоятельно погашает долг. В такой ситуации некоторые суды указывают, что реализация услуг по смыслу ст. ст. 38 и 39 НК РФ отсутствует. Соответственно, на основании подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ можно сделать вывод об отсутствии объекта обложения НДС. Эта позиция изложена в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 23.09.2010 N А12-1810/2010 (Определением ВАС РФ от 07.02.2011 N ВАС-342/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Уральского округа от 29.06.2010 N А47-10083/2009

 

3. При расчете ЕНВД в отношении розничной торговли не учитывается часть площади торгового зала магазина (павильона), сдаваемая в субаренду 

Письмо Минфина России от 09.12.2013 N 03-11-11/53554  

Налогоплательщик, осуществляющий розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети, которые имеют торговые залы, для расчета ЕНВД использует физический показатель "площадь торгового зала (в квадратных метрах)" (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). В эту площадь включается в том числе арендуемая часть площади торгового зала (абз. 22 ст. 346.27 НК РФ). Напомним, что для применения ЕНВД площадь торгового зала магазина (павильона) не должна превышать 150 кв. м по каждому объекту торговли (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). 

Минфин России разъяснил, как определить физический показатель для исчисления ЕНВД при передаче налогоплательщиком в субаренду части арендуемой площади торгового зала магазина (павильона). В такой ситуации арендуемую площадь следует уменьшить на часть площади, переданную в субаренду. Отметим, что право арендатора сдавать арендованное имущество в субаренду с согласия арендодателя установлено в п. 2 ст. 615 ГК РФ. 

Согласно абз. 22 ст. 346.27 НК РФ площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. В целях ЕНВД к ним относятся любые имеющиеся у организации (предпринимателя) документы на объект стационарной торговли, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений этого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (абз. 24 ст. 346.27 НК РФ). Как указало финансовое ведомство, в рассматриваемом случае основанием для уменьшения арендатором, применяющим ЕНВД, объекта налогообложения является заключенный им договор субаренды. 

Следует отметить, что некоторые арбитражные суды также признают правомерным исчисление ЕНВД без учета площади, переданной налогоплательщиком в субаренду (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 23.01.2012 N А60-10259/2011). 

Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Практическом пособии по ЕНВД. 

 

4. Минфин России разъяснил некоторые вопросы применения новых положений, касающихся представления отдельными хозяйствующими субъектами упрощенной бухгалтерской отчетности 

Письмо Минфина России от 27.12.2013 N 07-01-06/57795 "Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность"  

С 3 ноября 2013 г. вступила в силу новая редакция ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). В частности, расширен перечень экономических субъектов, имеющих право вести бухучет в упрощенном порядке. Подробнее об этом см. в выпуске обзора от 13.11.2013. 

В настоящее время вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность упрощенным способом могут следующие лица: 

- субъекты малого предпринимательства; 

- участники проекта "Сколково"; 

- некоммерческие организации, за исключением компаний, у которых поступления в виде денежных средств и иного имущества за предшествующий отчетный год превысили 3 млн руб., адвокатских образований, нотариальных палат, микрофинансовых и других организаций, указанных в п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. 

В связи с этим сложилась неоднозначная ситуация, поскольку упрощенные формы бухгалтерской отчетности утверждены только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций (Приложения N 5 и 6 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"; далее - Приказ N 66н). Для других хозяйствующих субъектов таких форм не установлено. 

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения новых документов необходимо применять правила ведения бухучета и составления отчетности, принятые до вступления в силу названного Закона. Сославшись на данную норму, Минфин России указал на следующее. 

Коммерческие организации - участники проекта "Сколково", как и субъекты малого предпринимательства, вправе применять формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, приведенные в Приложении N 5 к Приказу N 66н, то есть те, которые они использовали и ранее. 

Что касается некоммерческих организаций, имеющих право составлять упрощенную бухотчетность (в том числе являющихся участниками проекта "Сколково"), они могут применять формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренные Приложением N 6 к Приказу N 66н для социально ориентированных организаций. Следует обратить внимание, что в соответствии с разъяснениями Минфина России в некоторых случаях религиозная организация может быть признана социально ориентированной (Письмо от 18.12.2013 N 03-02-07/2/55878, направленное Письмом ФНС России от 30.12.2013 N ГД-4-3/23622). 

В рассматриваемом Письме финансовое ведомство также отметило, что субъекты малого предпринимательства, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, должны соблюдать помимо прочего специальные требования (см., например, п. 2 ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам", утвержденного Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 143н). Особые положения установлены и для негосударственных пенсионных фондов. Они должны руководствоваться в том числе Приказом Минфина России от 10.01.2007 N 3н "Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов".   

 

 

Комментарии 

 

1. Изменен порядок приема расчета по форме 4-ФСС, в частности, установлены основания для отказа в его приеме  

Название документа: 

Приказ Минтруда России от 18.09.2013 N 467н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по приему расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС)"   

Комментарий:

Вступивший в силу 11 января 2014 г. Приказ Минтруда России от 18.09.2013 N 467н утвердил новый административный регламент (далее - Регламент), в соответствии с которым ФСС РФ принимает расчет по начисленным и уплаченным взносам на обязательное социальное страхование (далее - расчет по форме 4-ФСС). Ранее действовал регламент, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 06.03.2012 N 204н. Рассмотрим основные новеллы. 

 

1.1. Установлен исчерпывающий перечень оснований  для отказа в приеме расчета по форме 4-ФСС   

В п. 16 разд. II Регламента предусмотрен закрытый перечень оснований, по которым орган ФСС РФ вправе отказать в приеме расчета по форме 4-ФСС. К ним относятся: 

- несоответствие указанного расчета установленной форме. В настоящее время такая форма утверждена Приказом Минтруда России от 19.03.2013 N 107н. Следует отметить, что страхователи, среднесписочная численность работников которых за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, обязаны представлять данный расчет в электронной форме (ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Нарушение этого требования к порядку подачи документов влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. (в ч. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ). Таким образом, отказ в приеме расчета по форме 4-ФСС на бумажном носителе у страхователя, который обязан представлять его в электронной форме, неправомерен. Дополнительную информацию см. в Практическом пособии по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и в Практическом пособии по страховым взносам на обязательное социальное страхование

- представление расчета по форме 4-ФСС лицом, полномочия которого не подтверждены в установленном порядке; 

- несоблюдение условий признания усиленной квалифицированной электронной подписи действительной, выявленное в результате ее проверки. 

Напомним, в п. 15 административного регламента, действовавшего ранее, указывалось, что оснований для отказа в приеме документов законодательством не предусмотрено. 

 

1.2. Представитель плательщика взносов вправе  подавать расчет по форме 4-ФСС   

Часть 1 ст. 5.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) устанавливает право плательщика страховых взносов участвовать в отношениях по обязательному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию через законного или уполномоченного представителя. Теперь такое право страхователей прямо предусмотрено при подаче расчета по форме 4-ФСС (п. 2 разд. I Регламента). Вместе с данным расчетом представитель обязан представить документ, подтверждающий его полномочия (абз. 2 п. 14 разд. II Регламента). Напомним, что ни ранее действовавший регламент, ни Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", ни Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" не содержат подобных положений. 

 

1.3. Уточнен порядок внесудебного обжалования  решений и действий ФСС РФ, его территориальных органов и должностных лиц  

Дополнен разд. V Регламента, регулирующий досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений, действий и бездействия ФСС РФ, его территориальных органов и должностных лиц. Из основных нововведений необходимо отметить следующие: 

- установлено, что фонд или его территориальные органы вправе оставить жалобу страхователя без ответа при наличии в ней нецензурных слов, оскорбительных выражений или угроз в адрес должностного лица или членов его семьи, а также при невозможности прочитать часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество заявителя, его почтовый адрес (п. 70 разд. V Регламента); 

- предусмотрен исчерпывающий перечень случаев отказа в удовлетворении жалобы (п. 68 разд. V Регламента). Такими основаниями являются подача жалобы неуполномоченным лицом, либо наличие принятого ранее решения по жалобе в отношении того же заявителя и по тому же предмету, либо наличие вступившего в силу решения суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям; 

- в абз. 5 п. 69 разд. V Регламента закреплена обязанность ФСС РФ или его территориального органа в случае удовлетворения жалобы устранить выявленные нарушения по общему правилу в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. 

 

2. В каких случаях в целях налогообложения организации могут применять различные методы оценки стоимости списываемых сырья и материалов, которые использовались в производстве?   

Название документа: 

Письмо Минфина России от 29.11.2013 N 03-03-06/1/51819  

Комментарий: 

В случае списания сырья и материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), размер материальных расходов определяется одним из методов, предусмотренных п. 8 ст. 254 НК РФ: 

- по средней стоимости списываемых сырья и материалов, 

- по стоимости единицы запасов, 

- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), 

- по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). 

Выбранный метод оценки организация должна закрепить в своей учетной политике для целей налогообложения, которая согласно ст. 313 НК РФ утверждается приказом (распоряжением) руководителя. 

В рассматриваемом Письме финансовое ведомство разъяснило, что применение разных методов списания стоимости материально-производственных запасов в отношении различных групп товаров в зависимости от их характеристик не противоречит положениям Налогового кодекса РФ. Налогоплательщики вправе при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров, применять разные методы из указанных в п. 8 ст. 254 НК РФ при условии, что этот порядок предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения. 

На наш взгляд, приведенные разъяснения финансового ведомства не позволяют однозначно определить, в каких случаях организации могут в целях налогообложения использовать разные методы оценки стоимости сырья и материалов, списываемых в производство. В зависимости от толкования комментируемого Письма такими случаями могут быть: 

- приобретение одного вида сырья для производства нескольких видов товаров; 

- приобретение нескольких видов сырья для производства одного вида товаров; 

- приобретение нескольких видов сырья для производства нескольких видов товаров. 

Поскольку из рассматриваемого Письма неясно, в каких из перечисленных случаев организации вправе оценивать стоимость списываемого сырья разными методами, то на практике могут возникать споры по этому вопросу. 

Вместе с тем следует отметить, что ранее УФНС России по г. Москве в Письме от 02.02.2006 N 20-12/7391 указывало, что применение нескольких методов оценки материально-производственных запасов противоречит налоговому законодательству. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.