Источник: Журнал «Налоговые споры» № 7/2013

Интервью со статс-секретарем – заместителем министра финансов Сергеем Дмитриевичем Шаталовым.

Правительство РФ утвердило Основные направления налоговой политики на ближайшие три года, разработанные Минфином России. О законопроектах, над которыми сегодня работает финансовое ведомство, о новых налогах и о перспективах изменения уже существующих мы побеседовали со статс-секретарем – заместителем министра финансов Сергеем Дмитриевичем Шаталовым.

 

Описание: http://www.n-kodeks.ru/upload/n-kodeks/images/journal/2013/07/1.jpg Сергей Дмитриевич Шаталов родился в Пскове, окончил Ленинградский государственный университет. Является кандидатом физико-математических наук, а также доктором экономических наук. В 1995 г. назначен заместителем министра финансов РФ. Занимался разработкой проекта Налогового кодекса, работал в составе Комиссии Правительства РФ по экономическим вопросам. В 1998 г. назначен директором управления налогообложения Московского филиала PricewaterhouseCoopers. В 2000 г. вернулся в Минфин России, с 2005 г. работает в должности статс-секретаря, заместителя министра финансов РФ.

Сергей Дмитриевич, последнее время Налоговый кодекс активно пополняется целыми главами, регулирующими те или иные специфические отношения. Планируются ли подобные изменения в дальнейшем? Каковы тенденции развития налоговой системы с учетом Основных направлений налоговой политики на ближайшие три года, которые одобрены Правительством РФ в конце мая?

Над трансфертным ценообразованием и консолидацией налогоплательщиков мы работали больше 10 лет.

К новым правилам придется приспосабливаться довольно долго, зато уже можно с уверенностью сказать, что пройден еще один этап налоговой реформы, у нас появились новые инструменты, которые широко используются в других государствах.

Подобные изменения будут и в дальнейшем. Сейчас идет активная работа над законопроектом о контролируемых иностранных компаниях. В этом году мы планируем завершить работу над ним, а в следующем – обсудить проект в Правительстве и Парламенте. Возможно, новые правила будут действовать уже с 2015 г.

Что касается перспектив развития налоговой системы в целом, ее архитектура кардинально меняться не будет.

Повышения налоговой нагрузки во всех отраслях, кроме сырьевых, в ближайшее время не ожидается.

Но без серьезных изменений в Налоговый кодекс все же не обойтись. В частности, запланированы меры, связанные со стимулированием налогоплательщиков. Основные направления налоговой политики предусматривают налоговые преференции в отношении новых проектов на Дальнем Востоке, в Забайкальском округе, Иркутской области и Бурятии. По сути это налоговые каникулы по налогу на прибыль и региональным и местным налогам в отношении новых проектов, реализуемых в регионе. Дополнительно обсуждается возможность предоставления преференций по НДПИ в отношении таких проектов. Соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в Государственной Думе, он опубликован на сайтах Минфина России и Правительства РФ.

Также стоит ожидать изменений в части налога на недвижимое имущество физических лиц и ряда других поправок.

Налоговая реформа, однажды начавшись, уже, по-видимому, никогда не закончится. Жизнь не стоит на месте, и налоговая система должна своевременно и гибко реагировать на постоянные изменения в экономике.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о тех законопроектах, над которыми сегодня работает Минфин России.

Из существенных отраслевых изменений в законодательстве я бы выделил налогообложение добычи нефти и газа. Начиная со следующего года будет установлен новый налоговый режим для шельфовых проектов по добыче углеводородов. Разрабатывается специальный режим налогообложения в отношении добычи нефти из трудноизвлекаемых запасов: к ставке НДПИ будет применяться специальный коэффициент, характеризующий степень сложности добычи нефти. Также поменяется система налогообложения добычи природного газа: для расчета ставки НДПИ по газу будет использоваться формула, учитывающая состав добываемой смеси, глубину залегания, географические аспекты, динамику цен на газ на внутреннем и внешнем рынках и другие факторы.

Есть и более общие проекты: изменение законодательства в отношении налогообложения деятельности на финансовых рынках. В рамках создания в Российской Федерации Международного финансового центра и улучшения инвестиционного климата разработана «дорожная карта», предусматривающая реализацию с 2013 г. ряда мероприятий.

В частности, мы стремимся к тому, чтобы выровнять налоговую нагрузку на разные формы инвестирования средств физическими лицами (например, депозиты, вложения в ценные бумаги, в недвижимость и др.). Так, НДФЛ будут облагаться доходы по банковским вкладам свыше ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 3 процентных пункта (сегодня – на 5 процентных пунктов). В дальнейшем мы будем рассматривать возможность облагать такие доходы полностью за вычетом лишь определенного необлагаемого минимума. Что касается жилой недвижимости, доход от продажи физическим лицом своего единственного жилья будет полностью освобождаться от налогообложения независимо от срока владения, а продажа иной жилой недвижимости будет облагаться налогом также независимо от срока владения ею. При реализации ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика не менее 3 лет, его доход будет облагаться налогом за исключением вычета на сумму 9 млн руб.
Изменится система вычетов для поддержки многодетных семей, особые преимущества предусмотрены для тех, кто имеет усыновленных детей или детей-инвалидов.

Также стоит задача введения механизма признания доходов и расходов, распределяемых в мультинациональных холдингах, с учетом правил, разработанных ОЭСР.

  Ожидаются ли изменения в отношении правил о недостаточной капитализации?

Есть две конкурирующие модели правил о недостаточной капитализации.

Первая модель предполагает, что «сверхлимитные» проценты не признаются расходами для целей налога на прибыль, переквалифицируются в дивиденды и облагаются налогом как дивиденды. Эта модель сейчас применяется в российской практике.

Во второй модели «сверхлимитные» проценты также не признаются расходами в отчетном периоде, но в дивиденды не переквалифицируются.
Сумма таких процентов, не признанная в отчетном периоде, может быть включена в процентные расходы будущих отчетных (налоговых) периодов в таком объеме, чтобы в эти будущие периоды также не был превышен лимит по процентам. Этот механизм напоминает действующий механизм переноса убытков на будущее. Такой подход используют некоторые европейские государства.

Пока нам не удается до конца договориться о том, какой из двух моделей следует отдать предпочтение. Скорее всего, останется в силе первая. Но она вызывает очень много споров, поэтому даже при сохранении существующего подхода придется вносить коррективы в законодательство.

Поговорим о новых налогах. Минфин России и Минэкономразвития России еще в 2012 г. планировали подготовить поправки к проекту федерального закона № 51763-4, предполагающего введение местного налога на недвижимое имущество. Каковы его перспективы?

Законопроект подготовлен, на данный момент Госдума приняла его в первом чтении. На подготовку этой инициативы ушло порядка 10 лет. Нужно было создать кадастры объектов недвижимости, разработать систему массовой оценки, завершить оценку в каждом субъекте РФ. Эта работа уже проведена. Хотя до сих пор остаются проблемы: нужно совместить реестр собственности с реестром собственников и определить, у кого возникают налоговые обязательства.

При подготовке к введению местного налога на имущество обнаружились удивительные факты: число облагаемых объектов недвижимости составляло порядка 35 млн, а при подготовке реестров это число увеличилось более чем до 70 млн. Это позволяет местным бюджетам претендовать на довольно большие дополнительные доходы даже при сохранении тех ставок налога, которые существуют сегодня.

Налогообложение будет строиться на основе кадастровой стоимости, которая приближена к рыночной. Разумеется, это потребовало резкого снижения ставок налогов, которые могут устанавливать муниципалитеты. На федеральном уровне отменяются практически все льготы, и полномочия по установлению ставок налога и льгот передаются на местный уровень. Таким образом, муниципалитетам предстоят очень непростые дебаты на эту тему.

Мы предполагаем, что данный налог можно вводить с 1 января 2014 г., но сделают это, скорее всего, только наиболее «продвинутые» регионы. На федеральном уровне будет установлен период до 2018 г., в течение которого новый налог будет распространен на всей территории страны.

Как Вы считаете, Москва и Московская область войдут в перечень этих наиболее прогрессивных регионов?

Представители Москвы выражали уверенность в том, что ввести новый налог в регионе возможно с 2014 г. Но при этом они понимают, как сложно будет провести данный закон даже через Московскую городскую думу, потому что есть вопросы с предоставлением льгот.

Первоочередные претенденты на льготы – пенсионеры, особенно одинокие, которые проживают в центре Москвы в больших квартирах, а также многодетные семьи. Если применять налог без учета обстоятельств, это может привести к непосильной налоговой нагрузке на отдельных граждан. Не всем это понравится.

Сергей Дмитриевич, долгое время обсуждается возможность замены НДС налогом с продаж, который взимают только с конечного потребителя, а также введения местных налогов с продаж. Какова ситуация с этой инициативой?

Эта тема широко обсуждалась еще 3–4 года назад. Но число сторонников налога с продаж сократилось, бизнес понимает те преимущества, которые дает НДС.

В конце 2012 г. на совещании по налоговой системе в Правительстве РФ принято принципиальное решение по этому вопросу: никаких изменений не будет. Правительство РФ считает, что стабильность налоговой системы – преимущество, которым стоит дорожить.

Так что в ближайшее время мы к этому разговору не возвращаемся: потенциально дискуссия может быть возобновлена не ранее 2016–2018 гг.

Еще одна актуальная тема – налог на роскошь. Расскажите, пожалуйста, о том, какие объекты будут облагаться этим налогом.

Специального налога на роскошь, как, например, во Франции, не будет.

Тем не менее есть правительственные задачи в части налогообложения престижного потребления. Они будут исполнены в рамках двух налогов – налога на недвижимость, о котором я упоминал, для физических лиц и транспортного налога. В Основных направлениях налоговой политики этот вопрос нашел свое отражение.

Так, планируется ввести повышенные налоговые ставки в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн руб.

На федеральном уровне будут установлены только предельные значения, а местные власти смогут принимать самостоятельные решения. Для особо дорогой недвижимости ставки могут доходить до 1,5% от кадастровой стоимости объектов.

Разработан и прошел первое чтение в Госдуме проект федерального закона, предусматривающий с 1 января 2014 г. исчисление транспортного налога с применением повышающих коэффициентов в отношении легковых автомобилей стоимостью свыше 5, 10 и 15 млн руб. Эти повышенные ставки будут применяться в течение определенного периода времени: соответственно первых 5, 10 или 20 лет с момента выпуска автомобиля.

По озвученным недавно данным, в связи с повышением нагрузки на ФОТ за прошлый год прекратили деятельность более 200 тыс. малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Есть ли у Правительства планы по облегчению нагрузки (как налоговой, так и связанной с ней – отчетность, проверки) на малый и микробизнес?

Мы стремимся создавать выгодные условия для развития малого бизнеса.

Так, новый закон о бухгалтерском учете позволяет малому, а особенно микробизнесу вести учет в самом упрощенном порядке. Совершенствуется система специальных режимов для малого бизнеса. Недавно появилась патентная система налогообложения.

Мы внимательно анализируем ситуацию, которая привела к уходу из бизнеса сотен тысяч людей. На это повлияло сразу несколько факторов помимо страховых взносов. Например, более жесткая регламентация и запреты на продажу в ларьках алкоголя, пива, предстоящий запрет на продажу сигарет в киосках. Также высокие платежи за аренду, подключение к электросетям и др.

В Основных направлениях налоговой политики предложено сохранить действующую ставку взносов на 2016 г.

А для индивидуальных предпринимателей, получающих небольшие доходы, планируется разработать систему, учитывающую их способность платить взносы. Однако ни малому бизнесу, ни СМИ, ни IT-компаниям на это рассчитывать не приходится.

Не исключено, что для социально ориентированных видов бизнеса будет предусмотрена компенсация потерь от уплаты взносов.

Расскажите, пожалуйста, о работе с налогом на имущество организаций. Почему было принято решение исключить движимое имущество из объекта налогообложения?

Мы совершенствуем этот налог.

Если вспомнить его историю, сначала объектом налогообложения был практически весь актив баланса. Затем мы вывели из-под налогообложения денежные средства, товарные и материальные запасы. В результате по мере замены старого оборудования новым налог на имущество организаций постепенно должен превратиться в аналог налога на недвижимость, что соответствует нашим целям. То есть будет облагаться не оборудование, не основные средства, а здания, сооружения, земля, на которой находится предприятие.

Сейчас мы делаем к этому первые шаги. В зависимости от результатов мы либо ускорим, либо затормозим этот процесс. Вполне возможно, что понадобятся специальные правила для отдельных отраслей.

Проект федерального закона о внесении изменений в ст. 265 и 272 НК РФ (законопроект № 254686-6) позволяет торговым организациям списывать в расходы убытки от краж без справок из милиции, но только в отношении товаров, включенных в перечень, утверждаемый Правительством. Хотелось бы узнать, что войдет в этот перечень, как он будет выглядеть.

Пока не могу ответить на этот вопрос: этим будет заниматься не Минфин, а Минпромторг. Мы довольно долго сопротивлялись этой инициативе, опасаясь даже не столько бюджетных потерь, сколько сложностей администрирования. Мы постарались урегулировать вопросы, связанные с возможными злоупотреблениями со стороны налогоплательщиков и с контролем со стороны налоговых органов. Есть опасения, что торговые компании будут злоупотреблять этой нормой, списывая на расходы максимальную разрешенную сумму независимо от фактических потерь от краж. Соответствующие положения наверняка еще будут уточняться.

Логично предположить, что в перечни войдут продукты питания, мелкие бытовые товары, выкладываемые на полках в магазинах, и т. п. и не войдут автомобили, холодильники, сложная бытовая техника.

В последнее время активно развиваются технологии, позволяющие обмениваться данными в режиме реального времени. Как Вы считаете, наступит ли такой момент, когда государство сможет вообще освободить бизнес от сдачи отчетности и получать всю необходимую для контроля информацию самостоятельно?

Это зависит от того, готовы ли налогоплательщики быть настолько открытыми государству, чтобы ни одна транзакция, ни одно действие не остались незамеченными. При определенной степени доверия между налоговыми органами и компаниями это в принципе возможно.

Но согласятся ли на это все налогоплательщики? Сомневаюсь. Может ли принудить государство их к этому? Скорее всего, не в ближайшей перспективе.

Уже сегодня налоговые органы заключают соглашения с налогоплательщиками о доступе к их бухгалтерской информации, чтобы не перегружать компанию проверками. Такие примеры пока единичны, но они есть.

В целом информационные технологии развиваются, уже 80% налоговых деклараций передается в налоговые органы в электронном виде. Все большее распространение получают электронные счета-фактуры, в перспективе обязательным станет ведение книг покупок и продаж в электронной форме. Мы работаем над тем, чтобы налоговое администрирование становилось все менее обременительным для налогоплательщиков.

И последний вопрос. Какие меры сегодня принимаются для борьбы с фирмами-однодневками?

И законодательные, и административные, и организационные. Законодательные меры – это законопроект № 196666-6, который сейчас рассматривается в Государственной Думе.

Он был принят во втором чтении, но предусматривает большое количество поправок, поэтому его пока не смогли принять в третьем чтении. Среди планируемых изменений – приостановление операций по счетам фирм-однодневок в случае, если их не удается найти ни по электронному, ни по почтовому адресу, если они не отзываются на обращения налоговых органов.

Перечислю еще несколько мер.

Обязательным становится представление деклараций по НДС в электронном виде. Появляется обязанность вести книги покупок и продаж в электронном виде и такую информацию тоже предоставлять инспекторам.

Кроме того, совершенствуется аналитическая база в налоговых органах.

Это позволяет анализировать сложные цепочки фирм, многие из которых создаются только для маскировки сделок, уклонения от налогов, незаконного отмывания средств, полученных преступным путем, вывода денег за пределы страны.

В последнее время физические лица все чаще используются в той роли, в которой традиционно использовались фирмы-однодневки. Поэтому теперь на банки возложена обязанность информировать налоговые органы о банковских счетах, открытых физическими лицами.

И, наконец, если говорить об организационных мерах, это, конечно, взаимодействие разных правоохранительных, силовых органов и Федеральной налоговой службы: Росфинмониторинга, Следственного комитета, МВД, в какой-то степени Центрального банка и, разумеется, ФНС России.

Россия заинтересована также в международном сотрудничестве и обмене налоговой информацией с другими государствами для совместной борьбы с эрозией налоговой базы.

Мы прилагаем большие усилия для того, чтобы минимизировать ущерб от противозаконной деятельности фирм-однодневок.

Спасибо за интервью!