ЗАО "КонсультантПлюс"

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. При регистрации в книге покупок (книге продаж) нового корректировочного счета-фактуры, выставленного при повторном изменении стоимости отгруженных товаров, записи о предыдущих корректировочных счетах-фактурах не аннулируются

2. При оплате штрафа за нарушение ПДД, зафиксированное видеокамерами, у работника не возникает облагаемого НДФЛ дохода - мнение ФНС России

3. Организация, добровольно перешедшая с УСН на общий режим, вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль, если ее выручка в среднем не превышает 10 млн руб. в квартал

4. Вновь вводимые объекты, имеющие классы энергоэффективности A+ и A++, не облагаются налогом на имущество организаций

5. Формы бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства

Комментарии

1. Какая ставка рефинансирования применяется при определении лимита учитываемых в расходах процентов, если денежные средства получены по одному договору займа несколькими траншами?

2. Вправе ли применяющий УСН предприниматель учесть в расходах на оплату труда суммы компенсаций работникам стоимости коммунальных услуг?

 

Новости

 

1. При регистрации в книге покупок (книге продаж) нового корректировочного счета-фактуры, выставленного при повторном изменении стоимости отгруженных товаров, записи о предыдущих корректировочных счетах-фактурах не аннулируются

Письмо ФНС России от 27.03.2013 N ЕД-4-3/5306 

При изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе в случае изменения цены или уточнения количества, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру (абз. 3 п. 3 ст. 168 НК РФ).

В рассматриваемом Письме ФНС России разъяснила, что при повторном изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) следует оформить новый корректировочный счет-фактуру, включив в него данные из предыдущего корректировочного счета-фактуры. В Письме от 10.12.2012 N ЕД-4-3/20872@ налоговое ведомство уже указывало, как это сделать: в строку А (до изменения) повторного корректировочного счета-фактуры переносятся сведения, отражаемые по строке Б (после изменения) предыдущего корректировочного счета-фактуры. При этом в строке 1б второго корректировочного счета-фактуры, по мнению ФНС России, следует отражать номер и дату первого корректировочного счета-фактуры. В книге покупок или книге продаж данный документ регистрируется в общеустановленном порядке (аналогичное разъяснение содержится в Письмах Минфина России от 05.09.2012 N 03-07-09/127, от 01.12.2011 N 03-07-09/45). Так, при уменьшении суммы исчисленного налога корректировочный счет-фактура регистрируется продавцом в книге покупок за тот налоговый период, в котором составлен данный документ. При увеличении суммы исчисленного НДС корректировочный счет-фактура регистрируется в дополнительном листе книги продаж за налоговый период, в котором товары (работы, услуги) были отгружены (п. 1 правил ведения книги продаж, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137). Напомним, что этот порядок действует до 1 июля 2013 г. Позже увеличение налоговой базы необходимо будет отражать в том периоде, в котором составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур. Соответствующие изменения были внесены в п. 10 ст. 154 НК РФ Федеральным законом от 05.04.2013 N 39-ФЗ. Подробнее об этом см. выпуск обзора "Новые документы для бухгалтера" от 17.04.2013.

Следует обратить внимание, что при регистрации нового корректировочного счета-фактуры записи о предыдущих корректировочных счетах-фактурах в книге покупок (книге продаж) не аннулируются.

 

2. При оплате штрафа за нарушение ПДД, зафиксированное видеокамерами, у работника не возникает облагаемого НДФЛ дохода - мнение ФНС России

Письмо ФНС России от 18.04.2013 N ЕД-4-3/7135 

Работник организации, управляя служебным автомобилем, нарушил правила дорожного движения. Правонарушение было зафиксировано видеокамерой. Согласно ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ в этой ситуации к ответственности привлекается собственник транспортного средства. Возникает ли у работника облагаемый НДФЛ доход, если организация оплачивает такой штраф?

В рассматриваемом Письме ФНС России разъяснила, что сумма уплаченного штрафа не является доходом работника. Соответственно, исчислять НДФЛ с этих сумм работодателю не нужно.

Следует отметить, что Минфин России по данному вопросу придерживается противоположной точки зрения. Она обоснована тем, что согласно ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему ущерб. В данном случае организация понесла убытки в виде штрафа из-за действий работника. Отказ от взыскания с него сумм штрафа приводит к возникновению у сотрудника экономической выгоды. Такой подход выражен в Письме от 08.11.2012 N 03-04-06/10-310. Подробнее об этом см. в выпуске обзора "Новые документы для бухгалтера" от 28.11.2012. Аналогичный вывод содержится в Письмах Минфина России от 12.04.2013 N 03-04-06/12341, от 10.04.2013 N 03-04-06/1183. В указанных разъяснениях финансовое ведомство уточняет, что если исполнение сотрудниками приказов, распоряжений, иных имеющих обязательный характер документов работодателя влечет причинение ущерба имуществу работодателя, то за такой ущерб работники не должны нести материальную ответственность. По нашему мнению, в связи с этим у них и не возникает облагаемого НДФЛ дохода.

 

3. Организация, добровольно перешедшая с УСН на общий режим, вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль, если ее выручка в среднем не превышает 10 млн руб. в квартал

Письмо Минфина России от 19.04.2013 N 03-03-06/1/13450 

По общему правилу авансовые платежи по налогу на прибыль организации перечисляют по итогам квартала; в течение квартала данные платежи перечисляются каждый месяц (абз. 2 п. 2 ст. 286 НК РФ). Исключением являются, в частности, организации, у которых выручка за предыдущие четыре квартала не превышала в среднем 10 млн руб. в квартал. Такие налогоплательщики вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи (п. 3 ст. 286 НК РФ).

Кроме того, Налоговым кодексом РФ установлены особенности исчисления авансовых платежей для вновь созданных организаций. Согласно п. 6 ст. 286 НК РФ данные налогоплательщики начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты госрегистрации. В соответствии с п. 5 ст. 287 НК РФ вновь созданные организации перечисляют только квартальные платежи, если их выручка не превышает 1 млн руб. в месяц либо 3 млн руб. в квартал.

Если выручка организации, применяющей УСН, в налоговом периоде превысит 60 млн руб. или эта организация нарушит условия применения указанного спецрежима в отношении видов деятельности либо числа работников, то такой налогоплательщик утрачивает право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено данное нарушение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). В этом случае лицо должно исчислить и уплатить налоги в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций.

Однако в соответствии с п. 6 ст. 346.13 НК РФ применяющий УСН налогоплательщик вправе добровольно перейти на иной режим налогообложения, в том числе общий, уведомив инспекцию в установленный срок. В такой ситуации, по мнению Минфина России, предусмотренный для вновь созданных организаций порядок исчисления и уплаты налогов по общей системе не применяется. Таким образом, если выручка указанного налогоплательщика за четыре предыдущих квартала не превышает в среднем 10 млн руб. за каждый квартал, то организация, добровольно перешедшая на общий режим налогообложения, вправе уплачивать только квартальные платежи по налогу на прибыль.

 

4. Вновь вводимые объекты, имеющие классы энергоэффективности A+ и A++, не облагаются налогом на имущество организаций

Письмо ФНС России от 29.04.2013 N БС-4-11/7889@ 

Согласно п. 21 ст. 381 НК РФ налогом на имущество организаций не облагаются вновь вводимые объекты, имеющие, в частности, высокий класс энергетической эффективности. Организация вправе пользоваться указанной льготой в течение трех лет с даты постановки такого имущества на учет. Класс энергоэффективности объекта производитель или импортер определяет в соответствии с правилами, которые утверждены Минпромторгом России и принципы которых установлены Правительством РФ (п. 4 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ").

Пунктом 5 Перечня принципов правил определения класса энергетической эффективности товара (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222) предусмотрено, что классы энергоэффективности имеют обозначения A, B, C, D, E, F, G. Товары с наибольшей энергоэффективностью относятся к классу A. Кроме того, в соответствии с данным пунктом для обозначения товаров, имеющих энергоэффективность, которая значительно превышает показатели, предусмотренные для класса A, устанавливаются дополнительные классы A+ и A++.

Сославшись на заключение Минэнерго России, ФНС России разъяснила, что имущество, относящееся к классам A+ и A++, признается имеющим высокую энергоэффективность. Следовательно, в отношении таких объектов организации освобождаются от уплаты налога на имущество согласно п. 21 ст. 381 НК РФ.

 

5. Формы бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства

<Информация> Минфина России "Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства" 

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) одним из принципов регулирования бухучета является упрощение способов его ведения, включая упрощенную финансовую отчетность, для субъектов малого предпринимательства. Субъекты малого бизнеса могут самостоятельно принять решение, каким образом формировать бухотчетность: по упрощенной системе или в общем порядке. Такое их право закреплено в п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н). Согласно этому положению упрощенная система отчетности состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (последний в соответствии с нормами Закона N 402-ФЗ заменен на отчет о финансовых результатах), а также приложений к ним. Формы указанных баланса и отчета утверждены в приложении N 5 к Приказу N 66н.

В рассматриваемом информационном сообщении Минфин России, отметив право субъектов малого предпринимательства составлять бухотчетность по упрощенной системе, направил формы соответствующих документов. Следует отметить, что от утвержденных Приказом N 66н они почти не отличаются. Разница в том, что в представленных финансовым ведомством формах отсутствует поле для подписи главного бухгалтера, а также в том, что в соответствии с требованиями Закона N 402-ФЗ отчет о прибылях и убытках теперь назван отчетом о финансовых результатах.

Напомним, что согласно Постановлению Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 в настоящее время малыми предприятиями признаются юрлица и предприниматели с предельным объемом годовой выручки 400 млн руб. (подробнее см. выпуск обзора от 20.02.2013). Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ правом ведения бухучета (в том числе составления отчетности) в упрощенной форме могут пользоваться также участники проекта "Сколково".

Подробнее о порядке заполнения годовой бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства см. в Практическом пособии по годовой бухгалтерской отчетности - 2012.

 

Комментарии

 

1. Какая ставка рефинансирования применяется при определении лимита учитываемых в расходах процентов, если денежные средства получены по одному договору займа несколькими траншами?  

Название документа:

Письмо Минфина России от 15.04.2013 N 03-03-06/1/12502 

Комментарий:

При расчете включаемых в расходы по налогу на прибыль процентов, которые уплачиваются по долговым обязательствам, налогоплательщики должны применять определенную ставку рефинансирования ЦБ РФ. Напомним, что в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки, применяется ставка, действовавшая на дату привлечения денежных средств (абз. 6 п. 1 ст. 269 НК РФ). Возникает вопрос: какая дата признается датой привлечения денежных средств, если согласно договору займа они перечисляются частями (траншами)?

В комментируемом Письме Минфин России рассмотрел вопрос учета расходов в виде процентов, перечисляемых по договору займа, согласно которому денежные средства были получены частями в периоды действия разных ставок рефинансирования. Финансовое ведомство разъяснило, что каждый новый транш является новым долговым обязательством. Это связано с тем, что договор займа считается заключенным с момента передачи денег (п. 1 ст. 807 ГК РФ). Следовательно, если соглашение не содержит условия об изменении процентной ставки, к каждому траншу нужно применять ту ставку рефинансирования, которая действовала на дату получения соответствующего транша.

Однако существует иная позиция по данному вопросу. Она основана на том, что в Налоговом кодексе РФ не уточняется, какой именно день является датой привлечения денежных средств. Обратив на это внимание, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 27.07.2011 N А32-14788/2010 указал, что при определении размера расходов организация правомерно применила ставку рефинансирования, действовавшую на момент подписания договора займа, а не получения денежных средств. Суд также отметил, что в Налоговом кодексе РФ отсутствует правило о необходимости применения ставки рефинансирования, действующей на дату поступления каждого транша.

Таким образом, порядок определения ставки рефинансирования при получении суммы займа несколькими траншами не урегулирован Налоговым кодексом РФ. Соответственно, налогоплательщик вправе придерживаться того подхода, который ему выгоден, поскольку все неустранимые противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Однако споры с контролирующими органами возможны в любом случае.

 

2. Вправе ли применяющий УСН предприниматель учесть в расходах на оплату труда суммы компенсаций работникам стоимости коммунальных услуг?  

Название документа:

Письмо Минфина России от 15.04.2013 N 03-11-11/146 

Комментарий:

В соответствии с подп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщик, применяющий УСН с объектом "доходы минус расходы", вправе уменьшить полученные доходы на сумму расходов на оплату труда. Порядок признания этих затрат предусмотрен ст. 255 НК РФ. Согласно п. 4 указанной статьи в расходы на оплату труда включается стоимость бесплатно предоставляемых работникам жилья, коммунальных услуг, питания и продуктов или сумма соответствующей компенсации. В этом случае обязанность работодателя бесплатно обеспечивать сотрудников жильем и оказывать им коммунальные услуги должна быть установлена законом.

Минфин России пришел к выводу, что применяющий УСН предприниматель вправе включить в расходы на оплату труда суммы компенсаций работникам стоимости коммунальных услуг, только если соответствующая обязанность работодателя предусмотрена законодательством РФ. В иных случаях указанные расходы в налоговой базе не учитываются. Ранее финансовое ведомство высказывало аналогичное мнение в отноше

нии бесплатного питания (см. Письмо Минфина России от 19.06.2007 N 03-11-04/2/167). Однако данная точка зрения спорна.

По общему правилу расходами на оплату труда признаются любые начисления работникам в денежной или натуральной форме, стимулирующие выплаты и надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда компенсации, премии и единовременные поощрения, а также относящиеся к содержанию работников затраты, которые предусмотрены законодательством РФ, трудовыми или коллективными договорами (абз. 1 ст. 255 НК РФ). Отметим, что перечень указанных расходов является открытым.

Таким образом, если предприниматель, применяющий УСН с объектом "доходы минус расходы", компенсирует своим работникам стоимость коммунальных услуг, то он вправе на основании п. 25 ст. 255 НК РФ учесть суммы данных компенсаций в расходах на оплату труда как иные расходы, произведенные в пользу работников. Однако обращаем внимание, что выплата указанных компенсаций должна быть предусмотрена трудовым и (или) коллективным договором, и предпочтительнее - в разделе "Оплата труда работников".

Следует отметить, что в случае учета компенсации стоимости коммунальных услуг при исчислении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, свою позицию налогоплательщику, скорее всего, придется отстаивать в суде. Арбитражная практика на уровне судов кассационной инстанции в отношении подобных споров с участием лица, применяющего указанный спецрежим, не сложилась.