Ольга Сумина
журнал "Расчет" № 9/2008

Не так давно Правительство утвердило документ под названием «Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Его содержание будет интересно всем налогоплательщикам, поскольку оно проливает свет на основные планы Минфина России относительно налогового будущего в России в ближайшей перспективе.

Администрирование налогов и сборов

Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой системы налогообложения, в среднесрочной перспективе не запланировано. Но Минфин России подчеркивает, что проведение социально-экономических преобразований, а также интеграция России в мировую экономику требуют внесения поправок в законы о налогах и сборах. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы, так что данная отрасль законодательства будет динамично изменяться.

Для устранения существующих недостатков Минфин России планирует в 2009 году применить следующие меры по совершенствованию первой части Налогового кодекса:

  • урегулировать ситуацию с исчислением налогов, сборов, пеней и штрафов, которые были списаны со счетов компаний в счет уплаты указанных платежей в бюджет, но не были перечислены банками, ликвидированными на момент принятия решения о признании сумм безнадежными к взысканию;
  • конкретизировать классификацию налоговых правонарушений и ответственности за их совершение (включая ответственность банков за непредставление или несвоевременное представление необходимых сведений).

НДС будущего

Как утверждают чиновники, среди прочих мер по совершенствованию НДС необходимо сосредоточиться на решении следующих задач:

  • продолжить работы по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения ставки данного налога;
  • активизировать межведомственное взаимодействие по созданию системы контроля над вывозом товаров с таможенной территории России и возмещением налога при экспорте;
  • уточнить порядок налогообложения организаций-собственников жилья;
  • внести изменения в порядок оформления счетов-фактур, а также решить вопрос о возможности составления этих документов с отрицательными показателями (кредит-счетов) для того, чтобы урегулировать порядок применения налоговых вычетов (начиная с 2009–2010 гг.);
  • внести изменения в отношении незначительных нарушений правил заполнения счета-фактуры. Указанные коррективы должны определить, при незаполнении или неверном указании каких данных счет-фактура может быть признан не соответствующим установленным требованиям (с 2009 года). Кроме того, надлежит начать поэтапное создание системы электронного документооборота счетов-фактур при взаимодействии компаний между собой и с налоговыми органами;
  • уточнить порядок применения НДС при расчетах не денежными средствами;
  • внести изменения, которые повысят эффективность налогового контроля над уплатой НДС, а именно позволят уточнить порядок проведения камеральных проверок налоговых деклараций, в которых заявлена сумма к возмещению. В частности, уже в 2008 году целесообразно разрешить инспекциям по итогам проверки одной декларации выносить два решения: одно в отношении тех сумм, которые не вызвали у налоговых органов сомнений в правомерности принятия к вычету, второе — в отношении сумм, по которым налоговые органы посчитали заявленные вычеты необоснованными.

Законодатели планируют уточнить порядок применения НДС при расчетах неденежными средствами, а также внести изменения в порядок оформления счетов-фактур.

Технология «прибыли»

В ходе анализа правоприменительной практики возникает все больше вопросов, связанных с недостатками правового регулирования отдельных аспектов применения налога на прибыль. Эти проблемы также должны быть решены в ближайшее время в ходе работы по совершенствованию налогового законодательства. Анализ арбитражной практики свидетельствует о возможностях получения необоснованной налоговой выгоды при использовании ускоренной амортизации (в первую очередь, повышающих коэффициентов и «амортизационной премии»). В частности, неограниченная возможность отнести «амортизационную премию» к расходам, уменьшающим базу в налоговом периоде до 10% первоначальной стоимости основных средств, создает почву для произвольного занижения стоимости имущества. Это приводит к необоснованному росту амортизации и, фактически, к переоценке основных фондов, которая в налоговых целях недопустима.

В целях пресечения вышеуказанных действий при последующей продаже амортизируемого имущества, возможно, уже с 2009 года в законодательство будет внесен принцип «возврата льготы». Предполагается, что в том случае, если организация применяла ускоряющие коэффициенты при начислении амортизации и пользовалась амортизационной премией при продаже такого основного средства ранее, чем через 5 лет, сумма ускоренной амортизации будет подлежать восстановлению в налоговой базе, и при определении финансового результата от продажи основного средства учитываться не будет.

Законодатели всерьез вознамерились лишить компании возможности применять различные варианты ускоренной амортизации в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Для этого они введут в НК ограничения по начислению амортизации в случае, если основное средство получено дочерней компанией от материнской и наоборот. В 2010–2011 гг. будет рассмотрен вопрос о концептуальном пересмотре подходов к начислению амортизации в налоговых целях. В частности, предлагается отказаться от пообъектного начисления и перейти к использованию метода убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам.

Начиная с 2010 года, в налоговое законодательство будут внесены коррективы, которые устранят недостатки, связанные с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. Дело в том, что механизм реорганизации широко используется для минимизации налога на прибыль. Кроме того, отсутствие ограничений стимулирует налогоплательщиков приобретать неэффективный бизнес и в дальнейшем не развивать его. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль. Поэтому в среднесрочной перспективе следует предусмотреть в налоговом законодательстве особый порядок переноса убытков, установив ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых компаний.

К 2009 году будут решены вопросы налогообложения доходов, получаемых иностранными компаниями на территории России. Так, с целью привлечения к налогообложению зарубежных партнеров, следует установить, что постоянное представительство иностранной фирмы должно возникать и при отсутствии у нее привязки к определенному месту деятельности в России (например, при осуществлении деятельности в качестве коммивояжера, работы по обслуживанию клиентов и т. д.). Помимо этого нужно включить в налоговое законодательство положения, в соответствии с которыми участие зарубежной организации в простом товариществе будет приводить к образованию у нее постоянного представительства в России. Соответственно, доходы от такого участия должны облагаться по ставке 24% в соответствии с российскими законами.

Необходимо также урегулировать в налоговом законодательстве вопрос об определении рыночного уровня процентов по кредитам, займам, векселям и прочим операциям, поступления по которым не относятся к доходам от реализации товаров (работ, услуг). В рамках совершенствования норм законодательства о контроле над трансфертным ценообразованием в налоговых целях следует распространить правила определения рыночной цены с необходимой спецификой и на финансовые операции, совершаемые между взаимозависимыми лицами.

В 2010-м году предполагается вынести на повестку дня вопрос о продолжительности отчетного периода по налогу на прибыль организаций — в новой редакции она составит 1 календарный год, т. е. будет совпадать с налоговым периодом. В случае положительного решения ежемесячные авансовые платежи в течение года будут уплачиваться на основании финансового результата предыдущего года без ежемесячного или ежеквартального определения базы для расчета авансовых платежей.

Кредиты возместят

Начиная с 2009 года у компаний, по всей видимости, появится возможность при определении базы по налогу на прибыль учесть расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и/или строительство жилого помещения. Но даже если данная мера будет принята, то она будет носить временный характер (не более 4 лет), а сами расходы будут нормироваться в процентах от суммы расходов на оплату труда. При этом соответствующая оплата не будет подлежать налогообложению НДФЛ и ЕСН.

Налог на недвижимость входит в строй

Прежде чем ввести налог на имущество, требуется, во-первых, сформировать государственный кадастр недвижимости, а, во-вторых, установить порядок определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Первую задачу законодатели уже решили — 24 июля 2007 г. был принят Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», который 1 марта нынешнего года вступил в силу. Данный нормативный акт регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Помимо прочего, для введения налога на недвижимость требуется разработка и принятие таких документов, как методика кадастровой оценки недвижимости и проверки ее результатов. Кроме того, следует регламентировать проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению соответствующего государственного кадастра. С включением в Налоговый кодекс главы, регулирующей налогообложение недвижимости, новый налог может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки последних.